Слуга и господин

  • 24 августа 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Зачастую историки музыки рисуют Йозефа Гайдна слугой бесконечной череды господ. Он ублажает слух патронов и сочиняет по их приказу. Безусловно, композитор провёл на службе изрядную часть жизни, пока не стал свободным и самодостаточным художником.
На заре карьеры, в трудные и голодные венские годы, одарённый музыкант с радостью давал уроки ради пропитания. При этом Гайдн осознавал, что ему самому нужно многому научиться, но платить за знания он позволить себе не мог. Случай свёл его с итальянским композитором и мастером вокала Николой Антонио Порпорой, которого сам Гайдн считал в то время «выше самых невообразимых высот». Юноша нанялся в услужение к маэстро, став его аккомпаниатором и лакеем. Он присутствовал на уроках, сопровождал итальянца в загородных поездках, попутно знакомясь с маститыми композиторами того времени, среди которых был Кристоф Глюк. Гайдн впитывал теорию и практику музыки. В автобиографических заметках он сообщает, что «удостоился милости изучить истинные основы искусства сочинения у знаменитого господина Порпоры. При этом не было недостатка в обзывании меня ослом, олухом, плутом, в тычках в бок; но я всё сносил терпеливо, так как извлекал большую выгоду из указаний Порпоры в области пения, композиции и итальянского языка». Что уж говорить, итальянскими ругательствами Гайдн овладел в совершенстве!
Слуга и господин
Йозеф Гайдн и Никола Порпора; гравюра Лемерсье Пари, 1849
На службе у князей Эстерхази композитор находился в двойственном положении. С одной стороны, он был наёмным работником — слугой высокого ранга, но всё-таки слугой. В его контракте было закреплено, в частности, следующее: «По первому приказанию его светлости, великого князя, вице-капельмейстер обязуется сочинять любую музыку, какую пожелает его светлость, никому не показывать новых композиций и без ведома и милостивого разрешения его светлости ни для кого ничего не сочинять». С другой стороны, Гайдну была дана определённая свобода в организации княжеского досуга. Маэстро не только влиял на формирование концертного и театрального репертуара во дворцах Эстерхази. Он мог самостоятельно нанимать музыкантов и певцов, а также избавляться от нерадивых исполнителей. И конечно, у него были и люди в личном услужении: одни помогали по хозяйству, другие переписывали ноты.
1779 год стал переломным в карьере Йозефа Гайдна. Теперь ему было разрешено писать для других и продавать свои работы издателям. Финансовой независимости и мировой известности ощутимо прибавилось. Полностью от княжеской службы он освободился в возрасте пятидесяти восьми лет. В тот же год композитор отправился в первую, триумфальную гастрольную поездку в Лондон. В письме к своей подруге Марианне фон Генцингер маэстро радуется тому, что он «может дышать свободным воздухом и не чувствовать себя ничьим рабом».
Завещание Гайдна затронуло огромное количество людей. В нём бывший хорист, лакей, камердинер довольно много внимания и денег уделил своим слугам — тем, кто достойно сопровождал его по жизни.
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.

Последние выпуски программы

Завещание Йозефа Гайдна

Много внимания Гайдн уделил тем, кто работал у него в доме. Примерно за шесть недель до кончины маэстро собрал слуг и в присутствии свидетелей ознакомил их со своим завещанием...

Гайдн. Последний концерт

Последний раз Гайдн появился на публике 27 марта 1808 года. В Большом зале Венского университета Общество любителей концертов закрывало сезон. Центром событий решили сделать ораторию «Сотворение мира»

Внешность Гайдна

Согласно описаниям Альберта Диса, биографа и современника Гайдна, «ростом маэстро был несколько ниже среднего. Ноги его казались слишком короткими по сравнению с верхней частью тела, что часто встречается среди невысоких людей обоего пола». Эта особенность фигуры Гайдна сильно бросалась в глаза...