Венгерский Версаль

  • 22 августа 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Меньше года служил Гайдн под началом князя Пала Эстерхази. В 1762 на венгерский престол восходит брат Пала Миклош по прозвищу Великолепный. Так в народе отозвалась его страсть к роскоши и дорогостоящим развлечениям, самое заметное среди которых — «венгерский Версаль».
Новый монарх питал необъяснимую привязанность к своему охотничьему замку Шюттер на южном берегу озера Нойзидлер. Места здесь были болотистые, озеро зачастую затопляло окрестности, а летом жизнь портила жара и полчища комаров. И всё же князь Миклош, восхищённый королевской резиденцией в Париже, вознамерился именно здесь основать своё великосветское чудо. Болота осушили, построили плотины, и уже к 1766 году в роскошном дворце Эстерхаз можно было начинать жить и развлекаться. Для жизни предназначались 126 гостевых комнат, для развлечения не только был оборудован специальный концертный зал, но и построено отдельное здание театра на 400 мест.
В том же году Гайдн получил титул обер-капельмейстера. По его указанию расширили состав княжеского оркестра до двадцати двух человек и увеличили хор, наняв лучших певцов. Маэстро получил в своё распоряжение музыкантов высочайшего класса, и слава об Эстерхазе, где отныне звучала превосходная музыка, разнеслась по всей Европе. Австрийская императрица Мария Терезия говаривала в ту пору: «Если я хочу послушать хорошую оперу, то направляюсь в Эстерхаз». Для венгерской аристократии жизнь здесь была сплошным праздником, состоящим из охотничьих забав, пиров, балов, фейерверков и разнообразных представлений. Одних только опер ставилось до ста двадцати в сезон, так что работы у обер-капельмейстера было хоть отбавляй. Не следует забывать, что в обязанности Гайдна входило и сочинение музыки.
Изначально было запланировано, что венгерский двор будет проводить зиму в Вене, весну и осень — в замке в Айзенштадте, а «венгерский Версаль» должен был принимать князей и их свиту только летом. Но Миклош Эстерхази так любил своё детище, что порой задерживался на берегах озера Нойзидлер до ноября. Рассказывают, будто в конце одного такого затянувшегося сезона музыканты и певцы начали упрашивать Гайдна придумать, как бы всем поскорее разъехаться по домам. Ведь им не позволялось брать семьи в летнюю княжескую резиденцию. И маэстро сочинил для монарха музыкальный намёк. Представленная вскоре симфония состояла из пяти частей. Финал, вопреки традиции, был выдержан в медленном темпе, и развитие в нём шло по нисходящей. Музыка исполнялась при свечах, закреплённых на пюпитрах. Оркестранты один за другим заканчивали свои партии, гасили свечи и уходили со сцены. Сначала зал покинули духовые, за ними потянулись струнные… Последние такты доигрывали сам Гайдн и первая скрипка Луиджи Томазини. Князь Миклош благосклонно воспринял этот творческий демарш и приказал всем собираться. С тех пор Симфония № 45 фа-диез минор носит неофициальное название «Прощальная».
Венгерский Версаль
Бергкирхе (дословный перевод «Церковь в горах») в Айзенштадте, рисунок Михаэля Майра, 1826, акварель, перо и тушь
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте

Последние выпуски программы

Завещание Йозефа Гайдна

Много внимания Гайдн уделил тем, кто работал у него в доме. Примерно за шесть недель до кончины маэстро собрал слуг и в присутствии свидетелей ознакомил их со своим завещанием...

Гайдн. Последний концерт

Последний раз Гайдн появился на публике 27 марта 1808 года. В Большом зале Венского университета Общество любителей концертов закрывало сезон. Центром событий решили сделать ораторию «Сотворение мира»

Внешность Гайдна

Согласно описаниям Альберта Диса, биографа и современника Гайдна, «ростом маэстро был несколько ниже среднего. Ноги его казались слишком короткими по сравнению с верхней частью тела, что часто встречается среди невысоких людей обоего пола». Эта особенность фигуры Гайдна сильно бросалась в глаза...