Айзенштадт
21 августа 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гайдну едва исполнилось двадцать девять лет, когда князь Пал Антал Эстерхази пригласил его на должность вице-капельмейстера. Молодой композитор переезжает из имперской столицы в городок Айзенштадт, который расположился в пятидесяти километрах от вельможной Вены. Тогдашнее устройство Священной Римской империи даровало главе семейства Эстерхази княжеский титул и признавало его равнородным европейским монархом.
Венгерская знать жила с поистине королевским размахом. Замок в Айзенштадте был возведён в XIII веке, а в XVII его перестроили во дворец. К моменту прибытия туда Гайдна в 1761 году здесь был разбит парк во французском стиле и закончена реконструкция внутренних помещений: появились новые полы, печи, лестницы и лепные потолки. Князь Пал Эстерхази очень любил музыку и сам играл на скрипке и виолончели. Он основал в Айзенштадте постоянный оркестр, собирал хор и актёрскую труппу. Большинство певцов и лицедеев были из гастролёров, но обычно они оставались в поместье на весь сезон, который длился несколько месяцев. Также во дворце была собрана впечатляющая нотная библиотека. С учётом указаний нового вице-капельмейстера для концертов и оперных постановок был переоборудован Большой зал. Его украсили фресками и лепниной, а выдающиеся акустические характеристики до сих пор считаются непревзойдёнными.
Дворец Эстерхази, Венгрия
Пал Эстерхази сохранил за обер-капельмейстером Грегором Вернером абсолютную власть лишь в части церковной музыки. Гайдну же был предоставлен полный контроль над оркестром. Помимо написания музыки, в его обязанности входило обучение певцов, проведение репетиций новых произведений и поддержание собственного исполнительского уровня. Порядок в капелле, сохранность музыкальных инструментов и нот также были в зоне его ответственности. Вице-капельмейстер был обязан вести добродетельный образ жизни и этим подавать пример подчинённым. Ежедневно в полдень композитор, облачённый в ливрею, должен был представать перед князем и выслушивать его музыкальные наставления. Всё сочинённое Гайдном предназначалось исключительно для двора Эстерхази. Ему запрещалось писать музыку или копировать ноты для исполнения за пределами Айзенштадта. Контракт был заключён сроком на три года и предписывал ежегодно выплачивать композитору 400 флоринов. На предыдущей работе у графа Морцина маэстро получал в два раза меньше.
В одном из писем Йозефа Гайдна мы находим своеобразное подведение итогов времени, проведённого при дворе Пала Эстерхази. «Мой князь всегда был доволен моими творениями: он не только постоянно поддерживал меня своим одобрением, но и разрешал мне как дирижёру оркестра экспериментировать, смотреть, что производит впечатление, а что портит эффект. Я мог производить изменения, добавлять что-то, улучшать или убирать и, по сути, делать всё, что мне хотелось. Я был отрезан от мира, рядом не было никого, кто мог бы смутить или упрекнуть меня, и я не мог не стать оригинальным».
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.