Гайдн и женщины

  • 19 августа 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Гайдн никогда не считал себя красавцем: лицо в оспинах, нос кривой… И всё же недостатка в женщинах он не испытывал. Они наполняли смыслом и жизнь, и музыку.
Композитор довольно долго практиковал платоническое женопочитание. Подтверждение его затянувшейся невинности — история с графиней Морцин из Богемии. Гайдн служил у её мужа капельмейстером и по совместительству давал жене уроки фортепьяно. Однажды графиня, стараясь разглядеть ноты, наклонилась и уронила с плеч платок, прикрывавший грудь. Тридцатилетний Гайдн от этого зрелища зардел, прекратил играть и даже зажмурился. На вопрос ученицы, почему пришлось прервать занятие, учитель ответил: «Как я могу продолжать, когда передо мной такое совершенство?»
Первая любовь пришла к композитору в нелёгкие юношеские годы. После увольнения из капеллы собора Святого Стефана он пытался самостоятельно заработать в Вене на хлеб и ночлег. Некоторое время Гайдн квартировал в доме тупейного мастера по фамилии Келлер; его младшей дочери, Йозефе, музыкант предложил руку и сердце. Свадьбу так и не сыграли: историки теряются в догадках, что заставило Йозефу уйти в монастырь. По случаю вступления возлюбленной в монашеский орден Гайдн сочинил концерт и вскоре женился на её старшей сестре — Анне-Марии Келлер. Брак этот не принято называть счастливым. Супруга была сварлива, ханжески набожна и вполне равнодушна к тому, чем занят маэстро. Гайдн, бывало, с горечью восклицал: «Композитор я или сапожник, моей жене всё равно!» К тому же Анна-Мария была бездетна, а потому вряд ли можно осудить Гайдна за то внимание, которое он оказывал другим женщинам.
Мария-Анна Келлер, супруга Гайдна, миниатюра, пастель, неизвестный художник
Не менее логично и то, что все возлюбленные композитора так или иначе вращались в музыкальных кругах. Вдова известного лондонского пианиста Ребекка Шрётер брала у маэстро уроки фортепьяно и была одной из самых восторженных почитательниц его таланта. Не раз посылала она Гайдну пламенные любовные письма. Двадцать два из них композитор тщательно скопировал в свой дневник. Может, просто изучал английский, но скорее эти послания были ему очень дороги. Переписка прервалась после того, как Йозеф и Ребекка поселились по соседству и стали видеться каждый день.
Среди женщин Гайдна следует выделить Марианну фон Генцингер. Жена личного врача князя Эстерхази была умна, аристократична и прекрасно владела фортепьяно. Общение началось с того, что Марианна переложила для клавира симфоническое Анданте Гайдна и попросила автора высказать своё мнение. Знакомство переросло в дружбу, дружба — в доверительные отношения. Нет лучшей возможности понять внутренний мир Гайдна, чем прочитать его письма к Марианне, полные личных переживаний и чувственной теплоты.
В большинстве своём женщины были для маэстро предметом поклонения и источником вдохновения. Исключение — итальянская певица Луиджа Польцелли. Она достойна отдельного рассказа.
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.

Последние выпуски программы

  • 21 сентября 2020

Завещание Йозефа Гайдна

Много внимания Гайдн уделил тем, кто работал у него в доме. Примерно за шесть недель до кончины маэстро собрал слуг и в присутствии свидетелей ознакомил их со своим завещанием...

  • 20 сентября 2020

Гайдн. Последний концерт

Последний раз Гайдн появился на публике 27 марта 1808 года. В Большом зале Венского университета Общество любителей концертов закрывало сезон. Центром событий решили сделать ораторию «Сотворение мира»

  • 19 сентября 2020

Внешность Гайдна

Согласно описаниям Альберта Диса, биографа и современника Гайдна, «ростом маэстро был несколько ниже среднего. Ноги его казались слишком короткими по сравнению с верхней частью тела, что часто встречается среди невысоких людей обоего пола». Эта особенность фигуры Гайдна сильно бросалась в глаза...