Гайдн и слава
- 18 августа 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мы знаем немало историй о гениях, которые прозябали в безвестности, без гроша и признания. Часть из этих рассказов — правда, часть — сущий вымысел. К примеру, существует ничем не подтверждённая легенда, согласно которой Моцарт умер в нищете и по причине безденежья был похоронен в общей могиле. Подобные мифы помогают романтизировать и без того признанных творцов.
Гайдн не дал биографам ни малейшего повода повествовать о себе в душещипательных тонах. Он начал творческий путь скромным певчим в хоре венского кафедрального собора и закончил его в ранге самого известного композитора своего времени. Всю жизнь маэстро отличали трудолюбие и прилежание. Он служил ярким примером для молодого поколения, демонстрируя, каких высот можно достичь благодаря усердию и работоспособности.
Популярность пришла к Гайдну ещё во время тридцатилетней службы при дворе князей Эстерхази. А на седьмом десятке его ждала Слава. В 1791 году начались его лондонские гастроли, которые историки музыки почти единогласно признают триумфальными. Многие композиторы в этом возрасте предпочитают почивать на лаврах и переходят в облегчённо-пенсионный творческий режим. Они либо совсем перестают сочинять, либо обращаются к необременительным, приятным для публики формам. У Гайдна всё было с точностью до наоборот. Известность делала его музыку востребованной, а его талант, рождавший произведения невероятной мощи, каждый раз позволял возводить автора на новый пьедестал. Гонорары росли, укрепляя финансовую основу быта.
В качестве примера можно привести ораторию «Сотворение мира». Маэстро начал её сразу после создания двенадцати «Лондонских симфоний», которые тогда казались вершиной его творчества. В качестве поэтической основы была использована седьмая глава поэмы англичанина Джона Мильтона «Потерянный рай». Музыка рождалась три года, Гайдн окончил ораторию в возрасте 66 лет. Это сочинение на классический библейский сюжет получило в Европе широчайший резонанс. На автора повалились хвалебные оды, разнообразные награды и звания. Среди них — почётное членство парижского Академического общества и Королевского общества Швеции. Гайдна признали почётным гражданином Вены, «Сотворение мира» звучало в Санкт-Петербурге при открытии Филармонического общества.
Композитор прожил 77 лет. Его слава, породив целый ряд невероятных посмертных коллизий, привела к тому, что у маэстро существует два надгробия: в Вене и Айзенштадте. На обоих выгравировано по-латыни: «Non omnis moriar». Библейскую суть этих слов обычно сводят к следующему: «Я не умру; восхваляя Господа, душа моя будет жить». Но адресованную Гайдну эту фразу скорее следует понимать согласно пушкинской трактовке: «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживёт…»
Первая могила Гайдна на Кладбище Хундштурмер в Вене. Могильный камень с цитатой Горация «Non omnis moriar…» — Весь я не умру, мои работы останутся жить
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.