Партитура жизни: Гаврилин

Он был последним в 20 веке хранителем народных песенных традиций. Мечтал своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Но сомневался: поймут ли? Современники его первородный талант не оценили. Потомки забыли. Может быть, права была его матушка, мечтавшая видеть сына ветеринаром или инженером? О драматичной судьбе деревенского мальчика, поднявшегося до вершин классического искусства в радио-сериале к 85-летию со дня рождения Валерия Александровича Гаврилина.
Автор: Ирина Столярова
Звукорежиссёр: Андрей Леонтьев
Партитура жизни: Гаврилин

Табула двадцатая. С чего начинается Родина

Гребни волн Кубенского озера, шипучие как свежий квас, набегают на мелководье. На песке топчется маленький мальчик, не решаясь искупаться: озеро огромное — с полсотни километров в длину, с десяток в ширину, и парнишка называет его морем. Чтобы увидеть, как в синеву окунается желток солнца, залезает на крышу рядом стоящей церкви.

Табула девятнадцатая. Премьера всей жизни

Ночной поезд Ленинград — Москва мерно покачивает вагонами, убаюкивая пассажиров. Но в одном купе всё ещё горит свет: Валерий Гаврилин перелистывает ноты своего нового сочинения «Перезвоны». Партитуру он везёт хоровому дирижёру Владимиру Минину, который 15 лет назад и вдохновил его на работу.

Табула восемнадцатая. По ком звонит колокол

В стране, ударными темпами строящей коммунизм, больше половины деревень стояли с заколоченными избами. Валерий Гаврилин искренне не понимал, как можно двигаться вперёд, забывая о прошлом, истоках, национальных традициях? Он писал статьи, выступал по радио, рассказывая о своём крестьянском детстве на Вологодчине.

Табула семнадцатая. Я и рояль

Во время экскурсий по Невскому гиды советуют туристам побывать в бело-золотом Малом зале Ленинградской филармонии. На его сцене, освещённой бриллиантами огней роскошной люстры, часто звучит музыка, которую на других площадках города не услышишь, и выступают артисты, которых нигде больше не увидишь.

Табула шестнадцатая. «Чеховский» вальс

В то время, когда в космосе летали первые советские спутники, на балетной сцене порхали великая Уланова и несравненная Плисецкая. Длина очередей за билетами на их спектакли приближалась к окружности Земли. Студенту Ленинградской консерватории Валерию Гаврилину, чтобы окунуться в магию танца на пуантах, нужно было всего-навсего пройтись пешочком от дома до хореографической студии.

Табула пятнадцатая. Прыгнуть выше головы

Только самому отъявленному цинику могло прийти в голову разместить музыкальный интернат для одарённых детей в здании, из окон которого видна бывшая тюрьма и труба крематория. Стены интерната покрыты копотью. Приехавший в Ленинград Валера Гаврилин не может взять в толк, почему храм искусства такой чумазый.

Табула четырнадцатая. О любви и смерти

Овдовевшие после Великой Отечественной войны русские женщины были несчастливы одинаково: недолюбившие, недорожавшие, со стёртой горем красотой, порушенной бедой судьбой — они навсегда остались в памяти композитора Гаврилина, выросшего в деревне, куда с фронта вернулся лишь один солдат, да и то калека.

Табула тринадцатая. Я на ней женюсь

Новый день Ленинград встречает умытыми улицами, нетерпеливыми гудками машин и нескончаемым потоком людей, спешащих на работу. Студент консерватории Валерий Гаврилин прогуливает занятия. Но причина уважительная — он женится.

Табула двенадцатая. Театр всей жизни

В серьёзном музыкальном интернате наступил час веселья: ребята готовили спектакль по сатирической пьесе Маяковского «Баня». Валера Гаврилин как угорелый носился по актовому залу, стараясь как можно убедительнее продемонстрировать свои комедийные способности. Но утробный бас в его тщедушном теле вызывал лишь обидный хохот.