Табула четвёртая. Симфонии грядущих побед

Выпуск 4
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Дорога от берлинского аэропорта до центра города на машине занимает порядка получаса. У участника Великой Отечественной войны Андрея Яковлевича Эшпая на этом маршруте свой отсчёт времени: в составе штурмовой бригады он несколько суток с боями продвигался к Рейхстагу, вычисляя огневые точки фашистов перед танковым наступлением советских войск.
Через 40 лет Андрей Яковлевич стоял на памятном месте, обагрённом кровью погибших товарищей. Горечь утраты решил передать в музыке. Сначала рождается одинокая мелодия для флейты. Настолько хрупкая, что аккомпанирующие скрипки долго не решаются сдвинуться с одной ноты. Затем вступают фаготы. Потом трубы, тромбоны. Следом литавры, барабаны, тарелки. Все они объединяются в зловещем марше.
Табула четвёртая. Симфонии грядущих побед
Для передачи ужасов самой кровавой войны 20 века композитор не стал прибегать к какофонии. Пятую по счёту симфонию написал в традициях русской академической школы. У её яркого представителя Николая Яковлевича Мясковского учился в Московской консерватории. На первом же уроке выяснилось, что оба были в одном воинском звании, лейтенантами. По-армейски требовательный профессор часто занимался с учениками у себя дома. Проводил их в кабинет, давал задание, а сам удалялся на кухню чаёвничать
Через пару-тройку часов возвращался к подопечным с партитурой какого-нибудь классика. Раскрыв ноты, объяснял, мол, «вот так при похожих обстоятельствах написал бы великий композитор». Профессиональная планка была поднята настолько высоко, что Эшпай долго не решался приступить к написанию Первой симфонии. Она появилась в канун 15-летия Великой Победы. Сочинение состоит из двух контрастных частей: вступительного реквиема и жизнеутверждающего финала. На титульном листе партитуры автор выведет строчки Маяковского: «Надо вырвать радость у грядущих дней».

Последние выпуски программы

Табула третья. Помнит мир спасённый

Курсанты Оренбургского пулемётного училища перед уходом на передовую Великой Отечественной войны смотрят фильм «Два бойца». Сидящий в зале девятнадцатилетний Андрей Эшпай ловит себя на мысли, что с главным героем у него много общего.

Табула вторая. Долой гаммы

Трёхлетний Андрюша Эшпай замирал на месте, как только отец начинал играть на пианино. Заметив это, родители показали сына знакомому педагогу по фортепиано.

Табула первая. Рецепт его молодости

Высокий блондин с проблесками седины встречает на пороге московской квартиры журналистов, пришедших за интервью. Такого «неформального» Эшпая увидишь нечасто.

Поиск по сайту