Балалайка работы мастера Семёна Налимова, принадлежавшая Н. П. Осипову

Выпуск 659
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В начале 50-х годов прошлого века в фонды Музея музыки из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов поступила балалайка прима.
Если заглянуть внутрь корпуса инструмента, то мы узнаем, что он имеет порядковый номер 130. Балалайка изготовлена в 1906 году Семёном Ивановичем Налимовым под руководством Василия Андреева, создателя первого в мире оркестра русских народных инструментов.
По приглашению Андреева Налимов работал в его имении Марьино-Андреевское более двадцати лет. К началу ХХ века Семён Иванович стал непревзойденным мастером русских народных инструментов. Созданные им балалайки и домры отличались лучшим звуком и филигранной выделкой. «Русский балалаечный Страдивари» ‑ так современники оценивали мастерство Налимова. Для артистов Великорусского оркестра мастер изготовил около 70 инструментов. Остальные балалайки и домры Налимова после проверки и одобрения Андреева шли в продажу. Разработанные модели концертных балалаек и домр Семён Иванович предоставлял бесплатно другим мастерам. По его чертежам до сих пор изготавливаются домры и балалайки.
Балалайка работы мастера Семёна Налимова, принадлежавшая Н. П. Осипову
Налимовская балалайка 1906 года принадлежала известному балалаечнику-виртуозу и дирижёру Николаю Осипову. Он родился в Петербурге в 1901 году. С детства учился играть на балалайке у ученика Андреева — Степана Соколова, затем у артиста андреевского оркестра Александра Дыхова. В возрасте 8 лет Николай Осипов впервые выступил в концерте, где его услышал и высоко оценил Василий Андреев. Вскоре юный балалаечник начал выступать с Великорусским оркестром. Именно Василий Андреев подарил Осипову балалайку работы Семена Налимова. С ней музыкант не расставался всю жизнь. Он с успехом выступал как солист в Москве и Ленинграде. Подобно Василию Андрееву, Осипов сначала обучался игре на скрипке — он окончил Петербургскую консерваторию как скрипач. Но в дальнейшем посвятил себя балалайке.
В 1940 году Николай Осипов возглавил Государственный оркестр народных инструментов. Он смело вводил в его состав новые тембры — духовые и ударные, обогащая звучание и расширяя динамические возможности. После смерти музыканта оркестру было присвоено его имя.
Ценные музыкальные инструменты — это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.