Певец Николай Шевелёв

Выпуск 588
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фондах музея хранятся фотографии оперных певцов прошлого. Многие имена незаслуженно забыты. Среди них — Николай Шевелёв, баритон, солист Частной оперы Саввы Мамонтова.
На одной из фотографий — Шевелёв в роли Григория Грязного в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Снимок сделан в московском фотоателье «Художественная фотография Тиле» в 1899 году. Артист снялся в дорогом сценическом костюме: рубаха-косоворотка, длинный жилет, сапоги, богато расшитые жемчугом, на голове маленькая круглая шапочка по моде эпохи Ивана Грозного. Известно, что Савва Мамонтов, основатель Частной русской оперы, на дорогие театральные костюмы не скупился, да и певцов для своего театра умел находить первоклассных.
Певец Николай Шевелёв
Настоящая фамилия Шевелёва — Шевелюхин. Он родился в 1874 году в Киеве в семье портного. С детских лет пел в хоре, организованном знатоком народного пения Тертием Филипповым. Благодаря финансовой помощи мецената Саввы Морозова Шевелёву посчастливилось обучаться пению в Италии, а затем брать уроки у Полины Виардо.
В 1896 году молодой певец дебютировал на сцене Частной оперы Мамонтова в партии Мизгиря в «Снегурочке» Римского-Корсакова. Шевелёв обладал на редкость красивым голосом, мягким и вместе с тем энергичным, привлекал своеобразием и непосредственностью сценического поведения. Казалось, он был равнодушен к успеху и пел только для себя.
Оперный репертуар Николая Шевелёва был обширен — баритональные партии в операх Римского-Корсакова, Чайковского, Глинки, Рубинштейна, Кюи, Сен-Санса, Гуно. Но особый успех он имел в партии Грязного в «Царской невесте», поставленной на сцене Мамонтовского театра в 1899 году. Композитор присутствовал на генеральной репетиции; перед премьерой он писал жене: «Полагаю, ещё ни одна моя опера на московской сцене не шла так хорошо. Шевелёв (Грязной) — прекрасный голос и чрезвычайно верная интонация; первую арию поёт очень недурно, в речитативах он точен и в общем будет хорош».
Николай Шевелёв выступал в Москве и в провинции, гастролировал за рубежом, преподавал в Тифлисской консерватории. В 1890-е годы ему часто доводилось быть партнёром Шаляпина на сцене, артисты подружились. В 1913 году Шевелёв на свои средства построил гостиницу для артистов в Сочи, и Фёдор Иванович несколько раз приезжал к нему отдохнуть у моря.
Редкие фотографии — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская

Последние выпуски программы

Коровин — Пейзаж

Первый русский импрессионист Константин Коровин говорил: «Пейзаж нельзя писать без цели, только за то, что он красив — в нем должна быть история вашей души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».

Леонид Коган на конкурсе в Брюсселе

В личном фонде скрипача Леонида Когана в Музее музыки сохранилась памятная фотография. Она была сделана в 1951 году в Брюсселе после окончания Международного конкурса скрипачей имени королевы Елизаветы.

Леонид Коган и Франко Маннино

На фотографии из фондов Музея музыки два выдающихся музыканта — скрипач Леонид Коган и итальянский дирижёр, пианист, композитор, оперный режиссёр и драматург Франко Маннино. Фото сделано после совместного концерта: улыбающиеся музыканты во фраках, в руках у Когана скрипка, с которой он никогда не расставался.