Тадж-Махал
Выпуск 356
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Николаю Семеновичу Голованову была близка тема путешествий, поэтому полотно, изображающее восточную усыпальницу в окрестностях индийского города Агры на берегу реки Джамна, как нельзя лучше отвечало интересам дирижера.
Тадж-Махал — один из известнейших в мире памятников зодчества. Он был построен в середине XVII века и соединил в себе черты персидской, арабской и индийской архитектуры. Этот выдающийся дворец-мавзолей стал символом любви Великого Могола Шах-Джахана Первого к одной из жен — Мумтаз-Махал, скончавшейся во время родов. Здесь был захоронен прах Мумтаз. Позже ее супруг, свергнутый с престола собственным сыном, был похоронен там же.
Выдающийся русский художник Василий Верещагин во время своего путешествия по Индии был буквально заворожён архитектурой Тадж-Махала. Его восхищало то, как белый мрамор здания меняет оттенки при различном освещении, а купол и минареты мавзолея загадочно отражаются в водной глади. Художник писал Тадж-Махал множество раз. Одна из работ, посвященных этому выдающемуся памятнику, хранится в собрании Третьяковской галереи. Большую часть своей «индийской серии» Верещагин создал непосредственно в ходе поездки в эту страну, где он пробыл почти два года. Однако над некоторыми полотнами он работал позже, по памяти, в своей мастерской.
Вместе с супругой Верещагин посетил большинство достопримечательностей Индии. Они побывали в отдаленных монастырях и культовых постройках, присутствовали на религиозных празднествах, гостили у короля Сиккима и даже стали свидетелями визита принца Уэльского. В Индии художник написал множество этюдов, которые пересылал в Петербург Владимиру Стасову. Это были виды поразившей его страны. Картины наполнены слепящим солнечным светом — таким непривычным для европейцев. Этим объясняется и колорит работ: они выполнены в ярких локальных цветах.
В Индии Верещагин напряженно работал, несмотря на резкую смену погоды и перепады давления в горах, сильные приступы малярии, слепящее солнце. Английские газеты даже называли его русским шпионом, так как мастер любил писать в труднодоступных местах, и ничто не могло его остановить. Этюды, созданные с натуры, являлись и самостоятельными произведениями, и служили подготовительным материалом для больших композиций.
Картину из коллекции Голованова Верещагин, видимо, написал позже остальных, по памяти, в Париже.
Посетив мастерскую художника в столице Франции, Стасов отметил: «Колорит юга и солнца, яркого голубого неба, лучезарных дней и знойного лета поразительно действует на глаз и душу, сильно зажигает воображение. Перед этой массой этюдов с натуры, я еще раз почувствовал, что Верещагин всё только совершенствуется и совершенствуется, всё только идет вперед и вперед».
Ценные произведения искусства — это важная часть нашей культуры.
Л. Черник
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.