Тадж-Махал

Выпуск 356
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Николаю Семеновичу Голованову была близка тема путешествий, поэтому полотно, изображающее восточную усыпальницу в окрестностях индийского города Агры на берегу реки Джамна, как нельзя лучше отвечало интересам дирижера.
Тадж-Махал — один из известнейших в мире памятников зодчества. Он был построен в середине XVII века и соединил в себе черты персидской, арабской и индийской архитектуры. Этот выдающийся дворец-мавзолей стал символом любви Великого Могола Шах-Джахана Первого к одной из жен — Мумтаз-Махал, скончавшейся во время родов. Здесь был захоронен прах Мумтаз. Позже ее супруг, свергнутый с престола собственным сыном, был похоронен там же.
Выдающийся русский художник Василий Верещагин во время своего путешествия по Индии был буквально заворожён архитектурой Тадж-Махала. Его восхищало то, как белый мрамор здания меняет оттенки при различном освещении, а купол и минареты мавзолея загадочно отражаются в водной глади. Художник писал Тадж-Махал множество раз. Одна из работ, посвященных этому выдающемуся памятнику, хранится в собрании Третьяковской галереи. Большую часть своей «индийской серии» Верещагин создал непосредственно в ходе поездки в эту страну, где он пробыл почти два года. Однако над некоторыми полотнами он работал позже, по памяти, в своей мастерской. Вместе с супругой Верещагин посетил большинство достопримечательностей Индии. Они побывали в отдаленных монастырях и культовых постройках, присутствовали на религиозных празднествах, гостили у короля Сиккима и даже стали свидетелями визита принца Уэльского. В Индии художник написал множество этюдов, которые пересылал в Петербург Владимиру Стасову. Это были виды поразившей его страны. Картины наполнены слепящим солнечным светом — таким непривычным для европейцев. Этим объясняется и колорит работ: они выполнены в ярких локальных цветах.
В Индии Верещагин напряженно работал, несмотря на резкую смену погоды и перепады давления в горах, сильные приступы малярии, слепящее солнце. Английские газеты даже называли его русским шпионом, так как мастер любил писать в труднодоступных местах, и ничто не могло его остановить. Этюды, созданные с натуры, являлись и самостоятельными произведениями, и служили подготовительным материалом для больших композиций. Картину из коллекции Голованова Верещагин, видимо, написал позже остальных, по памяти, в Париже.
Тадж-Махал
Посетив мастерскую художника в столице Франции, Стасов отметил: «Колорит юга и солнца, яркого голубого неба, лучезарных дней и знойного лета поразительно действует на глаз и душу, сильно зажигает воображение. Перед этой массой этюдов с натуры, я еще раз почувствовал, что Верещагин всё только совершенствуется и совершенствуется, всё только идет вперед и вперед».
Ценные произведения искусства — это важная часть нашей культуры.
Л. Черник
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.