Глазунов. Времена года

Выпуск 643
Вельте-Миньон — одна из самых совершенных разновидностей механического фортепиано начала XX века. Эти аппараты с 1904 года выпускала немецкая фирма «Вельте и сыновья», разработавшая собственную технологию записи исполнения музыкальных произведений и возможность их воспроизведения с помощью перфорированных лент. Они наматывались на катушку. А с помощью отверстий, расположенных на лентах, точно и детально фиксировалось движение молоточков и педалей инструмента во время игры.
В фондах Музея музыки хранятся ролики с записями исполнения и автографами выдающихся пианистов и композиторов первой четверти XX столетия. Среди них Иосиф Гофман, Ванда Ландовска, Ферручо Бузони, Константин Игумнов, Александр Скрябин, Эдвард Григ, Камиль Сен-Санс, Рихард Штраус.
Глазунов. Времена года
В коллекции музея хранятся шесть роликов с записями сочинений Александра Глазунова в авторской интерпретации.
Перед нами ролик с фрагментами из балета «Времена года». Запись произведена на Вельте-Миньоне во Фрайбурге в январе 1910 года. К этому моменту Глазунов уже имел европейскую славу как композитор, дирижёр и пианист. Композиторскую работу Александр Константинович совмещал с преподавательской и административной деятельностью, с 1899 года он был профессором Санкт-Петербургской консерватории, а с 1905 по 1928 годы — её директором.
Балеты Глазунова продолжают традиции Чайковского. Это «Раймонда» — самый известный в наследии композитора, а также «Барышня-служанка» и «Времена года». В последнем композитор воплотил миф о животворящем солнце, воскрешающем природу после зимнего сна. «Времена года» посвящены знаменитому балетмейстеру Мариусу Петипа. Премьера состоялась в феврале 1900 года в Петербурге.
На музейном ролике в фортепианном изложении автора записаны два фрагмента из «Времен года» Глазунова: Баркарола, наполненная летним теплом и негой, и заключительная картина ‑ «Осень. Вакханалия». Здесь звучат темы всех предыдущих частей балета, вовлекаясь в веселый пляс, полный жизни и энергии.
Редкие звукозаписи — это живая история музыки.
Нина Милешина

Последние выпуски программы

Французский сервиз Александра Гольденвейзера

В музее-квартире Александра Борисовича Гольденвейзера хранится французский сервиз конца 18-го столетия, изготовленный Королевской Севрской мануфактурой.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Поиск по сайту