Глазунов. Времена года

Выпуск 674
Вельте-Миньон — одна из самых совершенных разновидностей механического фортепиано начала XX века. Эти аппараты с 1904 года выпускала немецкая фирма «Вельте и сыновья», разработавшая собственную технологию записи исполнения музыкальных произведений и возможность их воспроизведения с помощью перфорированных лент. Они наматывались на катушку. А с помощью отверстий, расположенных на лентах, точно и детально фиксировалось движение молоточков и педалей инструмента во время игры.
В фондах Музея музыки хранятся ролики с записями исполнения и автографами выдающихся пианистов и композиторов первой четверти XX столетия. Среди них Иосиф Гофман, Ванда Ландовска, Ферручо Бузони, Константин Игумнов, Александр Скрябин, Эдвард Григ, Камиль Сен-Санс, Рихард Штраус.
Глазунов. Времена года
В коллекции музея хранятся шесть роликов с записями сочинений Александра Глазунова в авторской интерпретации.
Перед нами ролик с фрагментами из балета «Времена года». Запись произведена на Вельте-Миньоне во Фрайбурге в январе 1910 года. К этому моменту Глазунов уже имел европейскую славу как композитор, дирижёр и пианист. Композиторскую работу Александр Константинович совмещал с преподавательской и административной деятельностью, с 1899 года он был профессором Санкт-Петербургской консерватории, а с 1905 по 1928 годы — её директором.
Балеты Глазунова продолжают традиции Чайковского. Это «Раймонда» — самый известный в наследии композитора, а также «Барышня-служанка» и «Времена года». В последнем композитор воплотил миф о животворящем солнце, воскрешающем природу после зимнего сна. «Времена года» посвящены знаменитому балетмейстеру Мариусу Петипа. Премьера состоялась в феврале 1900 года в Петербурге.
На музейном ролике в фортепианном изложении автора записаны два фрагмента из «Времен года» Глазунова: Баркарола, наполненная летним теплом и негой, и заключительная картина ‑ «Осень. Вакханалия». Здесь звучат темы всех предыдущих частей балета, вовлекаясь в веселый пляс, полный жизни и энергии.
Редкие звукозаписи — это живая история музыки.
Нина Милешина

Последние выпуски программы

Авраамов. Симфония гудков

В Музее музыки хранится необычная рукопись. Никаких привычных нотных знаков, четвертей, восьмушек или половинок: только текст «Интернационала».

Шостакович. Гимн Москвы

В Музее музыки хранится рукопись «Гимна Москвы» для хора и фортепиано Дмитрия Шостаковича на стихи Ильи Френкеля. Ноты датированы 1948 годом.

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет.

Поиск по сайту