Глазунов. Времена года

Выпуск 622
Вельте-Миньон — одна из самых совершенных разновидностей механического фортепиано начала XX века. Эти аппараты с 1904 года выпускала немецкая фирма «Вельте и сыновья», разработавшая собственную технологию записи исполнения музыкальных произведений и возможность их воспроизведения с помощью перфорированных лент. Они наматывались на катушку. А с помощью отверстий, расположенных на лентах, точно и детально фиксировалось движение молоточков и педалей инструмента во время игры.
В фондах Музея музыки хранятся ролики с записями исполнения и автографами выдающихся пианистов и композиторов первой четверти XX столетия. Среди них Иосиф Гофман, Ванда Ландовска, Ферручо Бузони, Константин Игумнов, Александр Скрябин, Эдвард Григ, Камиль Сен-Санс, Рихард Штраус.
Глазунов. Времена года
В коллекции музея хранятся шесть роликов с записями сочинений Александра Глазунова в авторской интерпретации.
Перед нами ролик с фрагментами из балета «Времена года». Запись произведена на Вельте-Миньоне во Фрайбурге в январе 1910 года. К этому моменту Глазунов уже имел европейскую славу как композитор, дирижёр и пианист. Композиторскую работу Александр Константинович совмещал с преподавательской и административной деятельностью, с 1899 года он был профессором Санкт-Петербургской консерватории, а с 1905 по 1928 годы — её директором.
Балеты Глазунова продолжают традиции Чайковского. Это «Раймонда» — самый известный в наследии композитора, а также «Барышня-служанка» и «Времена года». В последнем композитор воплотил миф о животворящем солнце, воскрешающем природу после зимнего сна. «Времена года» посвящены знаменитому балетмейстеру Мариусу Петипа. Премьера состоялась в феврале 1900 года в Петербурге.
На музейном ролике в фортепианном изложении автора записаны два фрагмента из «Времен года» Глазунова: Баркарола, наполненная летним теплом и негой, и заключительная картина ‑ «Осень. Вакханалия». Здесь звучат темы всех предыдущих частей балета, вовлекаясь в веселый пляс, полный жизни и энергии.
Редкие звукозаписи — это живая история музыки.
Нина Милешина

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту