Танеев на Кавказе
Выпуск 351
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Старинная фотография запечатлела композитора Сергея Танеева во время пребывания в Пятигорске летом 1885 года. Снимок сделан в фотоателье — фоном служат нарисованные Кавказские горы, а домашние цветы в горшках изображают буйную южную растительность.
Танеев стоит слева во втором ряду. Рядом с ним Максим Ковалевский — историк, академик Императорской академии наук, Иван Иванюков — профессор политической экономии, автор книги «Падение крепостного права в России», и Николай Михайловский, известный критик и публицист. Еще двое мужчин на фотографии одеты по-кавказски — в черкески и папахи, с кинжалами за поясами. Это князь Исмаил Урусбиев, известный балкарский общественный деятель и учёный, и полковник Давид Аглинцев.
На фото слева направо: С. И. Танеев, М. М. Ковалевский, князь И. М. Урусбиев, полковник Д. О. Аглинцев, Н. К. Михайловский, И. И. Иванюков.
Танеев не раз ездил на Кавказские минеральные воды. Там Сергей Иванович не только отдыхал и проходил курс водолечения, но и много работал. В 1885 году по приглашению Исмаила Урусбиева трое профессоров — Ковалевский, Иванюков и Танеев — совершили путешествие верхом из Пятигорска в Сванетию. Вся поездка заняла 24 дня. Перевалив через Кавказский хребет, путники оказались в Приэльбрусье. Здесь в своем ауле их гостеприимно принимал Исмаил Урусбиев.
Князь был образованным человеком, знатоком народной музыки горцев. Сам он прекрасно играл на кобузе и пел. Поездка стала настоящей фольклорной экспедицией с целью изучения быта и культуры кавказских народов. В честь гостей устраивались праздники с пением и танцами. Танеев записывал услышанные мелодии в тетрадь, а собравшиеся вокруг зрители дивились тому, что музыку, оказывается, можно записать, а потом по этим записям и спеть.
Результатом экспедиции стали музыкальные записи Танеева и его статья «О музыке горских татар» (в то время все закавказские народности без разбора назывались татарами). Вот как описывал Танеев исполнение: «Участвующие в хоре и слушатели отбивают такт, хлопая в ладоши. Хлопанье это соединяется со щелканьем ударного инструмента, называемого „харс“ и состоящего из деревянных дощечек, вздетых на веревку. По-видимому, хлопаньем в ладоши выражается особое внимание к танцующим». Конец цитаты.
В собственных сочинениях Танеев не воспользовался своими кавказскими записями, зато это сделал его ученик, композитор Анатолий Александров. Он включил записанные Танеевым кавказские народные мелодии в оперу «Бэла», написанную на лермонтовский сюжет.
Н.Тартаковская
Ценные фотографии — это важная часть нашей музыкальной культуры.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.