Танеев на Кавказе

Выпуск 351
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Старинная фотография запечатлела композитора Сергея Танеева во время пребывания в Пятигорске летом 1885 года. Снимок сделан в фотоателье — фоном служат нарисованные Кавказские горы, а домашние цветы в горшках изображают буйную южную растительность.
Танеев стоит слева во втором ряду. Рядом с ним Максим Ковалевский — историк, академик Императорской академии наук, Иван Иванюков — профессор политической экономии, автор книги «Падение крепостного права в России», и Николай Михайловский, известный критик и публицист. Еще двое мужчин на фотографии одеты по-кавказски — в черкески и папахи, с кинжалами за поясами. Это князь Исмаил Урусбиев, известный балкарский общественный деятель и учёный, и полковник Давид Аглинцев.
Танеев на Кавказе
На фото слева направо: С. И. Танеев, М. М. Ковалевский, князь И. М. Урусбиев, полковник Д. О. Аглинцев, Н. К. Михайловский, И. И. Иванюков.
Танеев не раз ездил на Кавказские минеральные воды. Там Сергей Иванович не только отдыхал и проходил курс водолечения, но и много работал. В 1885 году по приглашению Исмаила Урусбиева трое профессоров — Ковалевский, Иванюков и Танеев — совершили путешествие верхом из Пятигорска в Сванетию. Вся поездка заняла 24 дня. Перевалив через Кавказский хребет, путники оказались в Приэльбрусье. Здесь в своем ауле их гостеприимно принимал Исмаил Урусбиев.
Князь был образованным человеком, знатоком народной музыки горцев. Сам он прекрасно играл на кобузе и пел. Поездка стала настоящей фольклорной экспедицией с целью изучения быта и культуры кавказских народов. В честь гостей устраивались праздники с пением и танцами. Танеев записывал услышанные мелодии в тетрадь, а собравшиеся вокруг зрители дивились тому, что музыку, оказывается, можно записать, а потом по этим записям и спеть.
Результатом экспедиции стали музыкальные записи Танеева и его статья «О музыке горских татар» (в то время все закавказские народности без разбора назывались татарами). Вот как описывал Танеев исполнение: «Участвующие в хоре и слушатели отбивают такт, хлопая в ладоши. Хлопанье это соединяется со щелканьем ударного инструмента, называемого „харс“ и состоящего из деревянных дощечек, вздетых на веревку. По-видимому, хлопаньем в ладоши выражается особое внимание к танцующим». Конец цитаты.
В собственных сочинениях Танеев не воспользовался своими кавказскими записями, зато это сделал его ученик, композитор Анатолий Александров. Он включил записанные Танеевым кавказские народные мелодии в оперу «Бэла», написанную на лермонтовский сюжет.
Н.Тартаковская
Ценные фотографии — это важная часть нашей музыкальной культуры.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.