А. С. Леман. Два романса на стихи М. Ю. Лермонтова
Выпуск 349
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Некоторые нотные издания музейной коллекции могут многое рассказать не только о музыкальной истории, но и судьбе нашей страны.
Анна Ахматова первой заметила мистическое совпадение юбилейных дат Михаила Юрьевича Лермонтова с трагическими событиями в истории России. Столетие со дня рождения поэта в 1914 году совпало с началом первой мировой войны. А в июле 1941 года в стране готовились широко отметить столетие со дня смерти Лермонтова. Помешала другая война — Великая Отечественная. Многие юбилейные мероприятия, в том числе грандиозная выставка в Историческом музее в Москве, — были перенесены, другие и вовсе отменены.
Тем не менее, еще до июня 1941 года успели выйти из печати юбилейные сборники стихотворений Лермонтова, литературные сочинения, посвященные памяти поэта, и музыкальные произведения на его сюжеты или стихи.
Одно из таких изданий было подписано к печати 5 мая 1941 года. Это два романса на слова Лермонтова: «Никто моим словам не внемлет» и «Нищий», написанные композитором Альбертом Леманом. Обложка издания была оформлена специально к юбилею — с профилем поэта и датами его жизни.
Альберт Семёнович Леман родился в 1915 году в семье поволжских немцев. Его предки переселились в Россию ещё в 18-м веке и с тех пор проживали в селе с немецким названием Беттингер. Вся семья была музыкальной — устраивались домашние концерты, сам Альберт уже в 12 лет работал тапером в кинотеатре. В Ленинградской консерватории Леман учился композиции у Михаила Гнесина и на фортепианном факультете — у профессоров Надежды Голубовской и Владимира Нильсена. А курс инструментовки он прошел в классе Дмитрия Шостаковича. Романсы на стихи Лермонтова Леман написал еще в консерваторские годы, а на выпускной экзамен по композиции представил симфонию, фортепианный концерт и вокальные сочинения.
Во время войны Альберта Лемана и его семью эвакуировали в Казань. В действующую армию его не призвали — возможно, из-за немецкого происхождения. Композитор был направлен в Волжский железнодорожный исправительно-трудовой лагерь НКВД на строительство железной дороги. Послевоенная жизнь Альберта Семёновича была связана вначале с Казанью, где он преподавал и заведовал кафедрой композиции в Казанской консерватории. А в 1970 году композитор переехал в Москву и многие годы работал в Московской консерватории. Леман воспитал множество учеников, среди которых известные композиторы София Губайдулина и Глеб Седельников.
Романсы Альберта Лемана поступили в Музей музыки в 1987 году в составе огромного собрания печатных нот коллекционера Андрея Ивановича Широкова, которое насчитывает 6 тысяч наименований.
Редкие нотные издания — это живая история музыки и нашего Отечества.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.