Грамзаписи В. Н. Петровой-Званцевой

Выпуск 347
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки хранятся старинные грампластинки с записями замечательной русской певицы ХХ века Веры Николаевны Петровой-Званцевой. Эти записи сделаны фирмами «Граммофон» и «Патэ».
Певица начинала свою артистическую деятельность в провинциальных театрах. Но по-настоящему её талант раскрылся в Московской частной опере Саввы Мамонтова, а затем в Опере Сергея Зимина. Званцева обладала голосом широкого диапазона, большой силы и необычайной легкости; отличалась ярким драматическим талантом и артистическим темпераментом. Обширный репертуар певицы включал разнохарактерные партии. Но лучше всего ей удавались сильные, драматические роли.
Рецензент газеты «Московский листок» писал в 1900-м году: «Будет ли опера музыкальной драмой или она превратится в какую-либо иную форму искусства, но когда слушаешь таких певиц, как Петрова-Званцева, хочется верить, что опера останется не спортом, не состязанием певцов на силу голоса, не дивертисментом в костюмах, но глубоко содержательной, вдохновенной сценической формой театрального искусства».
Грамзаписи В. Н. Петровой-Званцевой
Петрова-Званцева была одной из лучших исполнительниц женских ролей в операх Римского-Корсакова. Она дебютировала в театре Мамонтова в партии Любаши в «Царской невесте», и эта роль сразу принесла ей известность. В 1902 году, когда готовилась премьера «Кащея Бессмертного», композитор писал дирижёру Мамонтовской оперы Михаилу Ипполитову-Иванову: «Кащеевна — непременно Петрову». А после постановки «Снегурочки» отметил: «Лель — Петрова восхитительна!».
В театре Зимина её пение слушал известный французский дирижёр Эдуард Колонн. Он руководил постановкой оперы «Самсон и Далила» Камиля Сен-Санса. Колонн пришёл в восторг и от голоса певицы, и от исполнения ею партии Далилы. По приглашению дирижёра в 1908 году Вера Николаевна выступила в парижском театре Гранд Опера. Особенно яркое впечатление на современников производила Петрова-Званцева в партии Кармен. Композитор Сергей Василенко вспоминал: «Создание ею роли Кармен сводило с ума москвичей: в дни исполнения этой оперы театр был переполнен. Я видел за границей первую создательницу роли Кармен — знаменитую Борги, но Вера Николаевна создала свой особенный, потрясающий образ, если так можно выразиться, „русской Кармен“.
Петрова-Званцева была также выдающейся камерной певицей. Она часто выступала в концертах с сольными партиями в кантатах Баха, участвовала в «Исторических концертах» Сергея Василенко, исполняя произведения Вагнера, а также современных русских композиторов. Многие годы она преподавала, была профессором Московской консерватории.
Уникальные звукозаписи — это живая история музыки.
Сигейкина Е.Б.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.