Грамзаписи В. Н. Петровой-Званцевой
Выпуск 347
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки хранятся старинные грампластинки с записями замечательной русской певицы ХХ века Веры Николаевны Петровой-Званцевой. Эти записи сделаны фирмами «Граммофон» и «Патэ».
Певица начинала свою артистическую деятельность в провинциальных театрах. Но по-настоящему её талант раскрылся в Московской частной опере Саввы Мамонтова, а затем в Опере Сергея Зимина. Званцева обладала голосом широкого диапазона, большой силы и необычайной легкости; отличалась ярким драматическим талантом и артистическим темпераментом. Обширный репертуар певицы включал разнохарактерные партии. Но лучше всего ей удавались сильные, драматические роли.
Рецензент газеты «Московский листок» писал в 1900-м году: «Будет ли опера музыкальной драмой или она превратится в какую-либо иную форму искусства, но когда слушаешь таких певиц, как Петрова-Званцева, хочется верить, что опера останется не спортом, не состязанием певцов на силу голоса, не дивертисментом в костюмах, но глубоко содержательной, вдохновенной сценической формой театрального искусства».
Петрова-Званцева была одной из лучших исполнительниц женских ролей в операх Римского-Корсакова. Она дебютировала в театре Мамонтова в партии Любаши в «Царской невесте», и эта роль сразу принесла ей известность. В 1902 году, когда готовилась премьера «Кащея Бессмертного», композитор писал дирижёру Мамонтовской оперы Михаилу Ипполитову-Иванову: «Кащеевна — непременно Петрову». А после постановки «Снегурочки» отметил: «Лель — Петрова восхитительна!».
В театре Зимина её пение слушал известный французский дирижёр Эдуард Колонн. Он руководил постановкой оперы «Самсон и Далила» Камиля Сен-Санса. Колонн пришёл в восторг и от голоса певицы, и от исполнения ею партии Далилы. По приглашению дирижёра в 1908 году Вера Николаевна выступила в парижском театре Гранд Опера.
Особенно яркое впечатление на современников производила Петрова-Званцева в партии Кармен. Композитор Сергей Василенко вспоминал: «Создание ею роли Кармен сводило с ума москвичей: в дни исполнения этой оперы театр был переполнен. Я видел за границей первую создательницу роли Кармен — знаменитую Борги, но Вера Николаевна создала свой особенный, потрясающий образ, если так можно выразиться, „русской Кармен“.
Петрова-Званцева была также выдающейся камерной певицей. Она часто выступала в концертах с сольными партиями в кантатах Баха, участвовала в «Исторических концертах» Сергея Василенко, исполняя произведения Вагнера, а также современных русских композиторов. Многие годы она преподавала, была профессором Московской консерватории.
Уникальные звукозаписи — это живая история музыки.
Сигейкина Е.Б.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.