Пастернак. Портрет Прокофьева

Выпуск 342
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Замечательный художник Серебряного века Леонид Осипович Пастернак, отец поэта Бориса Пастернака, создал целую галерею портретов людей искусства — своих современников. В коллекции Музея музыки хранится несколько известных работ художника — портреты Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Антона Рубинштейна, Льва Толстого, наконец, портрет композитора Сергея Прокофьева. Он был написан в Берлине в 1937 году.
Пастернак. Портрет Прокофьева
Леонид Пастернак дважды приезжал в Берлин: сначала на короткое время в 1905 году, а затем прожил вместе с семьей целых 16 лет, с 1922 по 1938-й годы. В Берлине Леонид Осипович много работал, здесь вышла монография о нём и его собственные воспоминания о встречах с Львом Толстым, здесь он встречался с русскими эмигрантами и со своими земляками, приезжавшими из России. В Берлине Пастернак присутствовал на концерте Сергея Прокофьева в советском посольстве на Унтер-ден-Линден. В 1936–37 годах Прокофьев совершил длительную гастрольную поездку по странам Европы. Он выступал в Брюсселе, Париже, других столицах и крупных городах. 3 марта 1937 года состоялся его концерт в Берлине. В программы гастролей входили новые сочинения композитора — сюита из балета «Ромео и Джульетта», Второй скрипичный концерт. Но что именно исполнил композитор в Берлине, остается неизвестным.
Леонид Пастернак называл себя «первым русским импрессионистом». Он умел писать мгновенные и точные зарисовки с натуры. Эти эскизы нередко становились затем основой для больших полотен. Так было с его картиной «Вести с родины». Так получилось и с портретом Прокофьева. Вначале художник зарисовал итальянским карандашом и пастелью фигуру композитора за роялем. Пастернак обычно датировал свои зарисовки и эскизы. Дата проставлена и на этом рисунке. Отсюда можно установить дату берлинского выступления Прокофьева — 3 марта 1937 года. Рисунок был подарен сотруднику посольства Якову Захаровичу Сурицу и находится в собрании дочери дипломата.
Позже Пастернак повторил свою зарисовку в формате картины маслом. На переднем плане — массивная фигура Прокофьева в профиль в черном фраке. Его руки на клавиатуре рояля, он полностью погружен в музыку. Черно-белая фигура пианиста контрастирует с красным тоном стен и ковра парадного зала посольства, от ослепительных люстр возникает своего рода световой нимб вокруг его головы. Фигуры слушателей растворяются в темно-красной атмосфере зала, и облик Прокофьева доминирует на картине.
Судьба полотна в течение нескольких десятилетий оставалась неизвестной. В 1938 году художник с семьей переехал в Англию, спасаясь от возможных репрессий в фашистской Германии. Картина вместе с другими его работами была упакована и хранилась в посольстве в ожидании отправки на Родину. Но с началом Великой Отечественной войны сотрудники посольства были срочно эвакуированы, а особняк опечатан. Лишь в 1971 году работа Леонида Пастернака поступила в Музей из Министерства культуры СССР.
Уникальные экспонаты — важная часть нашей культуры.
Н. Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.