Пастернак. Портрет Прокофьева
Выпуск 342
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Замечательный художник Серебряного века Леонид Осипович Пастернак, отец поэта Бориса Пастернака, создал целую галерею портретов людей искусства — своих современников. В коллекции Музея музыки хранится несколько известных работ художника — портреты Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Антона Рубинштейна, Льва Толстого, наконец, портрет композитора Сергея Прокофьева. Он был написан в Берлине в 1937 году.
Леонид Пастернак дважды приезжал в Берлин: сначала на короткое время в 1905 году, а затем прожил вместе с семьей целых 16 лет, с 1922 по 1938-й годы. В Берлине Леонид Осипович много работал, здесь вышла монография о нём и его собственные воспоминания о встречах с Львом Толстым, здесь он встречался с русскими эмигрантами и со своими земляками, приезжавшими из России. В Берлине Пастернак присутствовал на концерте Сергея Прокофьева в советском посольстве на Унтер-ден-Линден.
В 1936–37 годах Прокофьев совершил длительную гастрольную поездку по странам Европы. Он выступал в Брюсселе, Париже, других столицах и крупных городах. 3 марта 1937 года состоялся его концерт в Берлине. В программы гастролей входили новые сочинения композитора — сюита из балета «Ромео и Джульетта», Второй скрипичный концерт. Но что именно исполнил композитор в Берлине, остается неизвестным.
Леонид Пастернак называл себя «первым русским импрессионистом». Он умел писать мгновенные и точные зарисовки с натуры. Эти эскизы нередко становились затем основой для больших полотен. Так было с его картиной «Вести с родины». Так получилось и с портретом Прокофьева. Вначале художник зарисовал итальянским карандашом и пастелью фигуру композитора за роялем. Пастернак обычно датировал свои зарисовки и эскизы. Дата проставлена и на этом рисунке. Отсюда можно установить дату берлинского выступления Прокофьева — 3 марта 1937 года. Рисунок был подарен сотруднику посольства Якову Захаровичу Сурицу и находится в собрании дочери дипломата.
Позже Пастернак повторил свою зарисовку в формате картины маслом. На переднем плане — массивная фигура Прокофьева в профиль в черном фраке. Его руки на клавиатуре рояля, он полностью погружен в музыку. Черно-белая фигура пианиста контрастирует с красным тоном стен и ковра парадного зала посольства, от ослепительных люстр возникает своего рода световой нимб вокруг его головы. Фигуры слушателей растворяются в темно-красной атмосфере зала, и облик Прокофьева доминирует на картине.
Судьба полотна в течение нескольких десятилетий оставалась неизвестной. В 1938 году художник с семьей переехал в Англию, спасаясь от возможных репрессий в фашистской Германии. Картина вместе с другими его работами была упакована и хранилась в посольстве в ожидании отправки на Родину. Но с началом Великой Отечественной войны сотрудники посольства были срочно эвакуированы, а особняк опечатан. Лишь в 1971 году работа Леонида Пастернака поступила в Музей из Министерства культуры СССР.
Уникальные экспонаты — важная часть нашей культуры.
Н. Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.