Фанфара в честь Василенко

Выпуск 330
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Как известно, слово «фанфара» имеет два значения — это медный духовой инструмент и торжественная музыкальная фраза, исполняемая этим инструментом или группой инструментов — как правило, духовых. Прекрасный образец музыкальной фанфары хранится в музейном фонде и принадлежит перу известного российского композитора Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова. Тонкий мастер оркестровки, Ипполитов-Иванов часто использовал необычный состав исполнителей. Так, в 1904 году он написал «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» для хора, десяти флейт, двух арф и тубы, а в 1935 году — фантазию «На посиделках» для балалайки с оркестром. Вот и эта короткая пьеса — не исключение. Автор дал ей такое название: «Фанфара для десяти труб in B в честь Сергея Никифоровича Василенко по случаю 25-летней славной композиторской деятельности».
Фанфара в честь Василенко
Обычно ученик посвящает свое сочинение учителю, здесь же — наоборот, учитель чествовал своего лучшего ученика. Сергей Василенко учился у профессора Ипполитова-Иванова в Московской консерватории по классу композиции. В 1902 году он окончил консерваторию с золотой медалью и тогда же написал оперу-кантату «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре». Так очень ярко началась творческая деятельность талантливого композитора, автора опер, балетов, симфонических и камерных сочинений. Спустя 25 лет, 18 марта 1927 года в Большом зале консерватории фанфара Ипполитова-Иванова открыла торжественный вечер и концерт в честь Василенко. В состав юбилейной комиссии входили сам Ипполитов-Иванов, профессора консерватории Гедике, Игумнов и Гольденвейзер, а на концерте выступили оркестр Большого театра и ведущие солисты. Яркая, запоминающаяся музыка фанфары не стала так называемым «сочинением на случай», написанным для одноразового исполнения. Она прижилась в репертуаре. Относительно недавно, 4 октября 2012 года, она исполнялась снова — и тоже в Большом зале Московской консерватории, на праздновании 100-летия Государственного центрального музея музыкальной культуры имени Глинки. Музыкальное сочинение из фондов музея оказалось как нельзя кстати.
Н.Тартаковская
Уникальные нотные автографы — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние выпуски программы

Глазунов. Времена года

В фондах Музея музыки хранятся ролики с записями исполнения и автографами выдающихся пианистов и композиторов первой четверти XX столетия.

Авраамов. Симфония гудков

В Музее музыки хранится необычная рукопись. Никаких привычных нотных знаков, четвертей, восьмушек или половинок: только текст «Интернационала».

Шостакович. Гимн Москвы

В Музее музыки хранится рукопись «Гимна Москвы» для хора и фортепиано Дмитрия Шостаковича на стихи Ильи Френкеля. Ноты датированы 1948 годом.

Поиск по сайту