Александр Дюбюк

Выпуск 326
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фондах Музея музыки хранится экземпляр учебника под названием «Техника фортепианной игры. Упражнения для первоначального и высшего развития механизма пальцев». Ниже сведения об авторе: «В систематическом порядке составил Александр Дюбюк».
Издание, предназначенное для Московской консерватории, вышло в год ее открытия — в 1866 году. А на обороте титульного листа помещен рукописный отзыв директора Николая Рубинштейна и первых профессоров консерватории — пианистов Антона Доора, Иосифа Венявского и Эдуарда Лангера, скрипача Фердинанда Лауба, виолончелиста Бернхарда Космана, пианиста и музыкального теоретика Николая Кашкина и профессора по классу пения Владимира Кашперова. Отзыв гласит: «Совет профессоров музыкальной консерватории в Москве в своем заседании 11 октября сего 1866 года под председательством директора господина Рубинштейна постановил: „Технику фортепианной игры“, составленную профессором Дюбюком, удостоить похвального одобрения и принять в фортепианные классы как руководство для приобретения механизма пальцев».
Александр Дюбюк
Александр Дюбюк был сыном эмигрантов, которые в конце 18 века бежали от Французской революции и обрели в России новую родину. Лучший ученик Джона Филда, Дюбюк и сам стал знаменитым пианистом, учителем музыки и композитором.
1866 году Николай Рубинштейн пригласил Дюбюка вести в консерватории класс фортепиано. Александр Иванович давал и частные уроки. Среди его учеников были Милий Балакирев, будущий учитель Рахманинова Николай Зверев, пианист Матвей Пресман. Последний оставил удивительные воспоминания о Дюбюке: «Ходил он в стоптанных мягких домашних туфлях, в старом полинялом и потертом халате, из кармана которого выглядывал громадный с красными разводами носовой платок. По его внешнему виду никак нельзя было сказать, что он имел какое-либо отношение к пианизму. Трудно было вообще представить его играющим на фортепиано. Меня глубоко поразило то, что у этого тучного старика его толстые, как огурцы, пальцы бегали с такой легкостью и четкостью, а старый, вдребезги разбитый инструмент поразительно красиво пел».
«Техника фортепианной игры» выдержала несколько переизданий и была на долгие годы принята как основное учебное пособие в Московской консерватории. А автор этого учебника Александр Дюбюк вошел в историю русской музыки как прекрасный композитор и выдающийся педагог.
Раритетные издания — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Гитара, принадлежавшая Леониду Утёсову

Перед нами очень ценный экспонат из фондов Музея музыки — семиструнная гитара, принадлежавшая знаменитому певцу, киноактёру, основателю легендарного джазового оркестра Леониду Осиповичу Утёсову.

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.