Александр Дюбюк

Выпуск 326
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фондах Музея музыки хранится экземпляр учебника под названием «Техника фортепианной игры. Упражнения для первоначального и высшего развития механизма пальцев». Ниже сведения об авторе: «В систематическом порядке составил Александр Дюбюк».
Издание, предназначенное для Московской консерватории, вышло в год ее открытия — в 1866 году. А на обороте титульного листа помещен рукописный отзыв директора Николая Рубинштейна и первых профессоров консерватории — пианистов Антона Доора, Иосифа Венявского и Эдуарда Лангера, скрипача Фердинанда Лауба, виолончелиста Бернхарда Космана, пианиста и музыкального теоретика Николая Кашкина и профессора по классу пения Владимира Кашперова. Отзыв гласит: «Совет профессоров музыкальной консерватории в Москве в своем заседании 11 октября сего 1866 года под председательством директора господина Рубинштейна постановил: „Технику фортепианной игры“, составленную профессором Дюбюком, удостоить похвального одобрения и принять в фортепианные классы как руководство для приобретения механизма пальцев».
Александр Дюбюк
Александр Дюбюк был сыном эмигрантов, которые в конце 18 века бежали от Французской революции и обрели в России новую родину. Лучший ученик Джона Филда, Дюбюк и сам стал знаменитым пианистом, учителем музыки и композитором.
1866 году Николай Рубинштейн пригласил Дюбюка вести в консерватории класс фортепиано. Александр Иванович давал и частные уроки. Среди его учеников были Милий Балакирев, будущий учитель Рахманинова Николай Зверев, пианист Матвей Пресман. Последний оставил удивительные воспоминания о Дюбюке: «Ходил он в стоптанных мягких домашних туфлях, в старом полинялом и потертом халате, из кармана которого выглядывал громадный с красными разводами носовой платок. По его внешнему виду никак нельзя было сказать, что он имел какое-либо отношение к пианизму. Трудно было вообще представить его играющим на фортепиано. Меня глубоко поразило то, что у этого тучного старика его толстые, как огурцы, пальцы бегали с такой легкостью и четкостью, а старый, вдребезги разбитый инструмент поразительно красиво пел».
«Техника фортепианной игры» выдержала несколько переизданий и была на долгие годы принята как основное учебное пособие в Московской консерватории. А автор этого учебника Александр Дюбюк вошел в историю русской музыки как прекрасный композитор и выдающийся педагог.
Раритетные издания — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.