Флексатон

Выпуск 323
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1981 году Музею был подарен ударный инструмент флексатон, изготовленный в 1920-х годах. Название происходит от слова «флексус», что означает «изогнутый», и слова «тон» — звук. Инструмент состоит из слегка изогнутой стальной пластинки, широкий конец которой соединен с проволочной рамкой. К другому концу пластинки прикреплены два тонких стержня с деревянными шариками. При встряхивании инструмента шарики ударяют по металлической пластинке, и возникает звук. Его тембр звенящий, слегка завывающий, а в верхнем регистре — пронзительный и визгливый.
Флексатон
Высоту звука регулируют, нажимая на пластинку пальцем: чем сильнее она изогнута, тем выше звук. Принцип звукоизвлечения на флексатоне тот же, что и на музыкальной пиле — стальное полотно звучит на разной высоте в зависимости от натяжения. На флексатоне — как и на пиле — можно исполнять даже мелодии. Однако его диапазон ограничен — чуть больше октавы. Изредка на флексатоне играют палочками от ксилофона или смычком. Флексатон был запатентован в США в 1924 году. Вначале инструмент звучал в джазовых оркестрах. Но вскоре он заинтересовал композиторов академической музыки: его применяли Онеггер, Шёнберг Хачатурян, Шостакович. Наибольшую популярность флексатон завоевал среди композиторов-авангардистов: он входит в ряд партитур Пендерецкого, Губайдулиной, Шнитке, Слонимского. На протяжении XX века инструмент был востребован в эстрадной музыке, а также в музыкальном оформлении кинофильмов — прежде всего, благодаря своему специфическому тембру.
Н. В. Милешина
Редкие инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.