Патриотическая песнь Глинки

Выпуск 322
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В музейной коллекции хранится редкое нотное издание. Его обложка украшена изображением пальмовых ветвей, перевитых красной лентой. Название сочинения: «Гимн. Господь, твори добро народу». Мелодию легко узнать: это «Патриотическая песнь» Михаила Ивановича Глинки.
Метаморфозы этой мелодии начались в конце XIX века. На одной из рукописей Глинки, хранящейся в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, была обнаружена одноголосная запись мелодии с названием «Мотив национальной песни». Композитор сочинил и записал ее в 1833 году.
Эта мелодия на слуху даже у тех, кто никогда не слышал музыку Глинки: с 1990 по 2000 годы она была государственным гимном России и носила название «Патриотическая песнь». Новый гимн звучал на радио и телевидении, на торжественных собраниях и на стадионах.
Кстати, название «Патриотическая песнь» принадлежит не Глинке, а композитору Михаилу Багриновскому, который в 1944 году оркестровал мелодию, а поэт Алексей Машистов сочинил к ней текст.
За почти два столетия существования «Патриотической песни» к мелодии было написало множество текстов. Музейное издание — это вариант 1916 года. Композитор и музыкальный критик Юлий Энгель положил на музыку Глинки стихотворение Некрасова «Господь, твори добро народу», сделал переложение для четырехголосного хора без сопровождения и опубликовал его под названием «Гимн» в издательстве Юргенсона.
Патриотическая песнь Глинки
Почему же «Мотив национальной песни» превратился в гимн? Долгое время считалось, что Глинка написал эту мелодию в качестве российского гимна, но император Николай Первый предпочел сочинение Алексея Львова «Боже, царя храни». Однако документально это не подтверждается — никаких конкурсов на сочинение гимна в то время не проводилось, и сам композитор об этом нигде не упоминает. И только сравнительно недавно исследователи творчества Глинки установили, что мелодия, записанная им во время сочинения оперы «Жизнь за царя», — не что иное, как старинная польская торжественная песня, которая предназначалась композитором для польского акта оперы, но не вошла в окончательный текст.
Н. Ю. Тартаковская
Редкие нотные издания — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.