Патриотическая песнь Глинки

Выпуск 322
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В музейной коллекции хранится редкое нотное издание. Его обложка украшена изображением пальмовых ветвей, перевитых красной лентой. Название сочинения: «Гимн. Господь, твори добро народу». Мелодию легко узнать: это «Патриотическая песнь» Михаила Ивановича Глинки.
Метаморфозы этой мелодии начались в конце XIX века. На одной из рукописей Глинки, хранящейся в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, была обнаружена одноголосная запись мелодии с названием «Мотив национальной песни». Композитор сочинил и записал ее в 1833 году.
Эта мелодия на слуху даже у тех, кто никогда не слышал музыку Глинки: с 1990 по 2000 годы она была государственным гимном России и носила название «Патриотическая песнь». Новый гимн звучал на радио и телевидении, на торжественных собраниях и на стадионах.
Кстати, название «Патриотическая песнь» принадлежит не Глинке, а композитору Михаилу Багриновскому, который в 1944 году оркестровал мелодию, а поэт Алексей Машистов сочинил к ней текст.
За почти два столетия существования «Патриотической песни» к мелодии было написало множество текстов. Музейное издание — это вариант 1916 года. Композитор и музыкальный критик Юлий Энгель положил на музыку Глинки стихотворение Некрасова «Господь, твори добро народу», сделал переложение для четырехголосного хора без сопровождения и опубликовал его под названием «Гимн» в издательстве Юргенсона.
Патриотическая песнь Глинки
Почему же «Мотив национальной песни» превратился в гимн? Долгое время считалось, что Глинка написал эту мелодию в качестве российского гимна, но император Николай Первый предпочел сочинение Алексея Львова «Боже, царя храни». Однако документально это не подтверждается — никаких конкурсов на сочинение гимна в то время не проводилось, и сам композитор об этом нигде не упоминает. И только сравнительно недавно исследователи творчества Глинки установили, что мелодия, записанная им во время сочинения оперы «Жизнь за царя», — не что иное, как старинная польская торжественная песня, которая предназначалась композитором для польского акта оперы, но не вошла в окончательный текст.
Н. Ю. Тартаковская
Редкие нотные издания — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Гитара, принадлежавшая Леониду Утёсову

Перед нами очень ценный экспонат из фондов Музея музыки — семиструнная гитара, принадлежавшая знаменитому певцу, киноактёру, основателю легендарного джазового оркестра Леониду Осиповичу Утёсову.

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.