Саранги

Выпуск 301
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Видное место в музейной коллекции музыкальных инструментов занимает саранги. Это классический струнный инструмент Индии. Он связан с исполнительской традицией хиндустани, то есть северных районов страны, где он встречается в разных вариантах. Саранги используется как сольный и аккомпанирующий инструмент, для сопровождения танцев и театрализованных представлений.
Корпус саранги и его шейка в виде коробки выдолблены из одного куска красного дерева. Верхняя часть резонатора с выемками по бокам покрыта тонкой кожей — пергаментом. Широкий гриф без ладов — это деревянная полированная пластина, покрывающая шейку. На мембране укреплена тонкая подставка из слоновой кости — на ней по традиции изображают стилизованное животное. Через подставку к колкам протянуты мелодические струны — три жильных и одна медная. Сбоку в шейку грифа вставлены колки для резонирующих струн — тараб. Эти струны, как и у других восточных струнных инструментов, не участвуют в игре, но создают эффект призвуков, окружающих основную мелодию.
Саранги
Исполнитель — его называют сарангия — играет сидя, держит инструмент вертикально, оперев его нижний край о скрещенные ноги, а верхнюю часть — прислонив к левому плечу. Для игры используют короткий смычок, держат его ладонью наружу. К его древку прикреплен пучок конского волоса, натяжение которого регулируется с помощью особого порожка. Саранги отличается от большинства других щипковых инструментов тем, что струны прижимают не сверху, а сбоку ногтями пальцев левой руки, слегка сдвигая их в сторону.
Саранги обладает мягким и нежным звуком, близким к тембру человеческого голоса. Вместе с тем для него характерна некоторая «завуалированность», размытость и богатство звуко-высотных нюансов. Конструкция инструмента дает возможность исполнять на нем сложные виртуозные пассажи.
В конце XIX — начале XX века саранги стал концертным инструментом классической традиции хиндустани, связанной с исполнением раги. Он играет ведущую роль в ансамбле со струнным щипковым инструментом танпурой и барабанчиками табла.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние выпуски программы

Французский сервиз Александра Гольденвейзера

В музее-квартире Александра Борисовича Гольденвейзера хранится французский сервиз конца 18-го столетия, изготовленный Королевской Севрской мануфактурой.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Поиск по сайту