Саранги

Выпуск 301
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Видное место в музейной коллекции музыкальных инструментов занимает саранги. Это классический струнный инструмент Индии. Он связан с исполнительской традицией хиндустани, то есть северных районов страны, где он встречается в разных вариантах. Саранги используется как сольный и аккомпанирующий инструмент, для сопровождения танцев и театрализованных представлений.
Корпус саранги и его шейка в виде коробки выдолблены из одного куска красного дерева. Верхняя часть резонатора с выемками по бокам покрыта тонкой кожей — пергаментом. Широкий гриф без ладов — это деревянная полированная пластина, покрывающая шейку. На мембране укреплена тонкая подставка из слоновой кости — на ней по традиции изображают стилизованное животное. Через подставку к колкам протянуты мелодические струны — три жильных и одна медная. Сбоку в шейку грифа вставлены колки для резонирующих струн — тараб. Эти струны, как и у других восточных струнных инструментов, не участвуют в игре, но создают эффект призвуков, окружающих основную мелодию.
Саранги
Исполнитель — его называют сарангия — играет сидя, держит инструмент вертикально, оперев его нижний край о скрещенные ноги, а верхнюю часть — прислонив к левому плечу. Для игры используют короткий смычок, держат его ладонью наружу. К его древку прикреплен пучок конского волоса, натяжение которого регулируется с помощью особого порожка. Саранги отличается от большинства других щипковых инструментов тем, что струны прижимают не сверху, а сбоку ногтями пальцев левой руки, слегка сдвигая их в сторону.
Саранги обладает мягким и нежным звуком, близким к тембру человеческого голоса. Вместе с тем для него характерна некоторая «завуалированность», размытость и богатство звуко-высотных нюансов. Конструкция инструмента дает возможность исполнять на нем сложные виртуозные пассажи.
В конце XIX — начале XX века саранги стал концертным инструментом классической традиции хиндустани, связанной с исполнением раги. Он играет ведущую роль в ансамбле со струнным щипковым инструментом танпурой и барабанчиками табла.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту