«Большой орган человеческих голосов» (хор С. А. Жарова)
Выпуск 299
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Среди документов музейного архива хорового дирижера Сергея Жарова внимание привлекает оригинальная обложка концертной программы. На ней изображен необычный орган — трубы увенчаны сверху изображениями бравых казаков в папахах. Текст гласит: «Сол Юрок представляет оригинальный хор и танцоров донских казаков. Дирижер Серж Жаров. Большой орган человеческих голосов».
Так начинались триумфальные гастроли в Америке легендарного Хора донских казаков под управлением Сергея Жарова, организованные самым известным американским импресарио Солом Юроком.
Жаров с детства пел в московском Синодальном хоре и учился в Синодальном училище церковного пения. В годы Гражданской войны он добровольцем ушел на фронт и воевал в составе Донского казачьего полка. Вместе с частями белой армии, отступавшими из Крыма, Жаров оказался в Чилингире — турецком лагере интернированных русских солдат и офицеров. Именно там в 1921 году по приказу командования из всех полков были отобраны три десятка лучших певцов для участия в богослужениях. Возглавил созданный хор Сергей Жаров. А уже два года спустя состоялось триумфальное выступление коллектива под управлением Жарова в Вене в церемониальном зале дворца «Хофбург».
К концу 20-х годов Хор донских казаков стал одним из самых популярных ансамблей русского зарубежья. Его успех и известность были феноменальны. В Германии возбужденные слушатели после концерта ломали стулья в зале, требуя бисов. После концертов при дворах европейских монархов хористы награждались медалями, а регент — орденами. Коллектив объездил весь мир, выступал в крупнейших концертных залах Европы, Америки, Японии, Австралии и Новой Зеландии. Восторженные отзывы об искусстве певцов и дирижера оставили Александр Гречанинов и Сергей Рахманинов.
За 55 лет существования хор дал просто невероятное число концертов — около десяти тысяч! Зрителей приводила в восторг блестящая военная выправка хористов, их экзотическая форма с папахами и шашками. Но подлинный мировой успех Жарову и его хору обеспечила русская певческая школа, великие традиции православного церковного пения.
Сергей Жаров всю жизнь мечтал хотя бы раз выступить на родине, но мечта его так и не осуществилась. Однако историческая справедливость все же была хоть и частично, но восстановлена — спустя десятилетия в Россию вернулся архив музыканта. В 2010 году он был безвозмездно передан в Музей музыки.
Ценные экспонаты — это важная часть нашей музыкальной истории.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.