«Большой орган человеческих голосов» (хор С. А. Жарова)

Выпуск 299
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Среди документов музейного архива хорового дирижера Сергея Жарова внимание привлекает оригинальная обложка концертной программы. На ней изображен необычный орган — трубы увенчаны сверху изображениями бравых казаков в папахах. Текст гласит: «Сол Юрок представляет оригинальный хор и танцоров донских казаков. Дирижер Серж Жаров. Большой орган человеческих голосов».
«Большой орган человеческих голосов» (хор С. А. Жарова)
Так начинались триумфальные гастроли в Америке легендарного Хора донских казаков под управлением Сергея Жарова, организованные самым известным американским импресарио Солом Юроком.
Жаров с детства пел в московском Синодальном хоре и учился в Синодальном училище церковного пения. В годы Гражданской войны он добровольцем ушел на фронт и воевал в составе Донского казачьего полка. Вместе с частями белой армии, отступавшими из Крыма, Жаров оказался в Чилингире — турецком лагере интернированных русских солдат и офицеров. Именно там в 1921 году по приказу командования из всех полков были отобраны три десятка лучших певцов для участия в богослужениях. Возглавил созданный хор Сергей Жаров. А уже два года спустя состоялось триумфальное выступление коллектива под управлением Жарова в Вене в церемониальном зале дворца «Хофбург».
К концу 20-х годов Хор донских казаков стал одним из самых популярных ансамблей русского зарубежья. Его успех и известность были феноменальны. В Германии возбужденные слушатели после концерта ломали стулья в зале, требуя бисов. После концертов при дворах европейских монархов хористы награждались медалями, а регент — орденами. Коллектив объездил весь мир, выступал в крупнейших концертных залах Европы, Америки, Японии, Австралии и Новой Зеландии. Восторженные отзывы об искусстве певцов и дирижера оставили Александр Гречанинов и Сергей Рахманинов. За 55 лет существования хор дал просто невероятное число концертов — около десяти тысяч! Зрителей приводила в восторг блестящая военная выправка хористов, их экзотическая форма с папахами и шашками. Но подлинный мировой успех Жарову и его хору обеспечила русская певческая школа, великие традиции православного церковного пения.
Сергей Жаров всю жизнь мечтал хотя бы раз выступить на родине, но мечта его так и не осуществилась. Однако историческая справедливость все же была хоть и частично, но восстановлена — спустя десятилетия в Россию вернулся архив музыканта. В 2010 году он был безвозмездно передан в Музей музыки.
Ценные экспонаты — это важная часть нашей музыкальной истории.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.