Хучир

Выпуск 298
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
С древних времен в Бурятии самым распространенным народным инструментом является хучир.
Он принадлежит семейству струнных, имеет деревянный или металлический корпус в форме цилиндра. В коллекции Музея музыки представлены обе разновидности. Сверху корпус затянут кожаной мембраной, снизу открыт. Шейка круглая, без ладов, нижний конец ее проходит сквозь корпус, верхний заканчивается слегка отогнутой головкой с колками. У музейного экспоната она украшена резным орнаментом. Две металлические парные струны продеваются сквозь кольцо около головки. Передвигая кольцо вдоль шейки, можно менять настройку инструмента.
Смычок у хучира имеет форму лука, волос его разделен на две пряди, одна из них продета между струнами. Струны не прижимают плотно к шейке, — это позволяет использовать при игре флажолеты. Поскольку смычок извлекает звук лишь из одной струны, исполнение одноголосное. К двухголосию прибегают в исключительных случаях: когда звучит выдержанный тон, а на его фоне тремоло. Тембр хучира мягкий, несколько тусклый. Во время исполнения инструмент держат вертикально, опирая его корпус о колено.
Хучир
На хучире играют соло и аккомпанируют исполнителям народных песен или былин. Наиболее древний жанр, где используется хучир, по-бурятски называется улигер. Аккомпанируя себе на хучире, певцы-сказители исполняют огромные произведения, включающие до двадцати тысяч стихов. Вокальные разделы чередуются с инструментальными наигрышами, которые нередко носят изобразительный характер. В них рассказывается о подвигах прекрасных богатырей, изображаются сцены героических битв и сражений. При этом используются такие исполнительские приемы как тремоло, пиццикато, глиссандо, двухголосные сочетания. Когда-то в каждой местности славились свои сказители, и между ними часто устраивались состязания.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.