Хучир

  • 8 ноября 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
С древних времен в Бурятии самым распространенным народным инструментом является хучир.
Он принадлежит семейству струнных, имеет деревянный или металлический корпус в форме цилиндра. В коллекции Музея музыки представлены обе разновидности. Сверху корпус затянут кожаной мембраной, снизу открыт. Шейка круглая, без ладов, нижний конец ее проходит сквозь корпус, верхний заканчивается слегка отогнутой головкой с колками. У музейного экспоната она украшена резным орнаментом. Две металлические парные струны продеваются сквозь кольцо около головки. Передвигая кольцо вдоль шейки, можно менять настройку инструмента.
Смычок у хучира имеет форму лука, волос его разделен на две пряди, одна из них продета между струнами. Струны не прижимают плотно к шейке, — это позволяет использовать при игре флажолеты. Поскольку смычок извлекает звук лишь из одной струны, исполнение одноголосное. К двухголосию прибегают в исключительных случаях: когда звучит выдержанный тон, а на его фоне тремоло. Тембр хучира мягкий, несколько тусклый. Во время исполнения инструмент держат вертикально, опирая его корпус о колено.
Хучир
На хучире играют соло и аккомпанируют исполнителям народных песен или былин. Наиболее древний жанр, где используется хучир, по-бурятски называется улигер. Аккомпанируя себе на хучире, певцы-сказители исполняют огромные произведения, включающие до двадцати тысяч стихов. Вокальные разделы чередуются с инструментальными наигрышами, которые нередко носят изобразительный характер. В них рассказывается о подвигах прекрасных богатырей, изображаются сцены героических битв и сражений. При этом используются такие исполнительские приемы как тремоло, пиццикато, глиссандо, двухголосные сочетания. Когда-то в каждой местности славились свои сказители, и между ними часто устраивались состязания.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.

Альфред Шнитке и Мстислав Ростропович

Многих выдающихся музыкантов связывала не только совместная работа, но и крепкая дружба. Именно такими были отношения Альфреда Шнитке и Мстислава Ростроповича.

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.