Скрипки семейства Амати
Выпуск 136
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Италия — одна из крупнейших музыкальных стран в Европе. Она знаменита не только своими композиторами и исполнителями, но и мастерами музыкальных инструментов, точнее, целыми династиями и школами мастеров.
У истоков кремонской школы стояло семейство скрипичных мастеров Амати. Основателем династии и одним из самых крупных реформаторов скрипки был Андреа Амати, живший в XVI веке. Он изменил конструкцию скрипки, сделав её меньше (по сравнению с инструментами предшественников), понизив бока и увеличив своды дек и тем самым придав звуку ясный, серебристый, нежный тембр близкий к сопрано. Усовершенствованная мастером форма скрипки позволила добиться так называемого «итальянского» тембра звука. Несомненно и то, что все мастера более поздних эпох в той или иной степени являются последователями Андреа Амати.
Сыновья Андреа — Антонио и Джироламо продолжили дело отца и развили созданный им тип скрипки. Несмотря на яркие и индивидуальные качества работ братьев Амати, они вошли в историю главным образом как авторы инструментов, выполненных ими совместно. Инструменты их работы всегда отличалась элегантностью и изысканностью. Завитки на головках их скрипок, а также очертания эфов — резонаторных отверстий скрипки, по форме напоминающие латинскую букву F — одни из самых совершенных. Инструменты братьев Амати были распространены по всей Италии и в Европе. Превосходный внешний вид и совершенство конструкции сделали скрипки мастеров кремонской школы тем эталоном, по которому оценивают инструменты сегодня.
Скрипка братьев Амати 1628 года — редкий по красоте и сохранности образец классического скрипичного мастерства и самый старинный из инструментов кремонской школы, находящихся в Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России. Тембр скрипки находится в удивительной гармонии с ее внешним видом — очень мягкий, светлый, абсолютно ровный во всех регистрах.
В России эта скрипка появилась сравнительно поздно — в 70-х годах ХIX столетия, принадлежала она талантливому скрипачу-любителю Пестелю. В Госколлекцию она поступила в октябре 1919 года, а в 1920-х гг. на этом инструменте играл Даниил Карпиловский (участник квартета имени Страдивариуса).