Иван Стешенко — лебединский Шаляпин
Выпуск 131
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 2013 году в музейную коллекцию живописи поступил портрет оперного и камерного певца-баса Ивана Никифоровича Стешенко работы художника и поэта-футуриста Давида Давидовича Бурлюка.
Биографии художника и его модели во многом схожи, их жизненные пути пересекались самым удивительным образом. Оба родились на Украине, в Сумской области (Стешенко — в 1894 году, Бурлюк в 1882). Иван начал петь в хоре церкви родного города Лебедина, Давид учился в Александровской гимназии в Сумах. Оба продолжили свое образование за границей: Бурлюк учился живописи в Германии и Франции, Стешенко пению в Италии. В 1914 году певец получил первую премию на Международном конкурсе молодых певцов в Парме, и это открыло ему дорогу на итальянскую оперную сцену. Успешную оперную карьеру прервала война — в 1917 году певец вынужден был вернуться на Украину, где четыре года выступал на сцене оперного театра в Киеве.
В 1921 году Стешенко выехал за границу для лечения. Вначале он с успехом выступал на сценах Европы, а в 1922 приехал в Америку, где его ожидал подлинный триумф. В роли Бориса в опере Мусоргского Стешенко заслужил сравнения с Шаляпиным. Певец исполнял все произведения на языке оригиналов, арии он пел на восьми языках, а концертный репертуар — на одиннадцати.
Давид Бурлюк после учебы за границей также вернулся в Россию, где до своей эмиграции успел окончить Московское училище живописи, ваяния и зодчества, написать две сотни картин и совершить гастрольную поездку вместе с поэтами Маяковским и Каменским по Уралу и Сибири до Дальнего Востока. Из Владивостока в 1920 году Бурлюк эмигрировал в Японию, а в 1922, как и Стешенко, обосновался в Америке.
Когда точно состоялась их встреча, неизвестно, но портрет Стешенко был написан в Филадельфии в 1931 году. В том же году певец твердо решил вернуться на родину, где скоропостижно умер в 1937 году в возрасте 43 лет, не выдержав жизненных тягот и преследований. К сожалению, ни одной записи голоса певца в России не сохранилось.
Давиду Бурлюку выпало умереть на чужбине в 1967 году, однако он осуществил свое желание передать хотя бы часть картин на родину. Он отправил картины в Тамбов своему другу Николаю Никифорову, среди них был и рисованный сухой кистью портрет Ивана Стешенко.