Балалайка «русского Страдивари» Семена Налимова

  • 19 декабря 2017
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Если попросить любого человека, хоть немного знакомого с русской культурой, назвать русский народный инструмент, практический каждый, не задумываясь, назовет балалайку.
Первые упоминания об этом инструменте относятся к концу XVII — началу XVIII века. О ее популярности среди сельского и городского населения свидетельствуют многочисленные упоминания в народных песнях, пословицах и поговорках, а также лубочные изображения.
Существует легенда, согласно которой высший свет этот познакомил с этим инструментом соратник Петра Первого Александр Меньшиков. На один из праздников он явился ряженым — в костюме русского мужика и с балалайкой.
На концертную эстраду балалайку вывел замечательный русский музыкант, исполнитель-виртуоз и создатель Великорусского оркестра Василий Васильевич Андреев. В 1880‑90-х годах по его инициативе и при его участии балалайка была усовершенствована. Высоко ценились инструменты, сделанные талантливым мастером Семеном Ивановичем Налимовым, которого современники называли «русским Страдивари». В молодости он работал столяром-краснодеревщиком. Андреев, увидев однажды изделия работы Налимова, отличавшиеся тонкостью отделки, изяществом и редким вкусом, пригласил его в свою экспериментальную мастерскую по изготовлению музыкальных инструментов, которую он организовал в собственном имении. Один из участников Великорусского оркестра Николай Штибер писал, что уже первая балалайка-прима, сделанная Налимовым по чертежам Андреева, по красоте своих форм, полноте и певучести тона превосходила инструменты столичных мастеров. С 1895 по 1916 год Налимовым было сделано около 300 инструментов. Балалайки его работы были отмечены медалями на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и на Первой всероссийской выставке музыкальных инструментов в Петербурге в 1906–1907 годах. В 1911 году по представлению Андреева Налимов был удостоен звания Потомственного почетного гражданина.
Балалайка «русского Страдивари» Семена Налимова
В экспозиции музея имени Глинки находится балалайка, специально изготовленная мастером для Василия Андреева. На её колковой коробке можно увидеть эмблему Семена Налимова в виде геральдического щита — желто-черного с белой полосой по диагонали. Этот инструмент Андреев передал впоследствии своему ученику, блестящему балалаечнику Борису Сергеевичу Трояновскому. Русские народные песни в исполнении последнего на этой балалайке произвели большое впечатление на Льва Николаевича Толстого. В 1909 году он пригласил прославленного музыканта в Ясную Поляну и, восхищенный его игрой, сделал следующую надпись на фотографии: «Борису Сергеевичу Трояновскому как выражение благодарности за большое, давно не испытанное удовольствие, доставленное мне его самобытной талантливой игрой».

Последние выпуски программы

Саксофон Гараняна

В коллекции Музея музыки есть инструменты, связанные с именами выдающихся музыкантов. Среди них — альт-саксофон Георгия Гараняна, представленный в постоянной экспозиции музея.

Балалайка работы мастера Семёна Налимова, принадлежавшая Н. П. Осипову

В начале 50-х годов прошлого века в фонды Музея музыки из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов поступила балалайка прима.

Уникальная фотография А. В. Александрова

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография, открывающая малоизвестную страницу жизни выдающегося хорового дирижёра и композитора Александра Васильевича Александрова.