Уд — инструмент философов

Выпуск 119
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сегодня мы поговорим об инструменте, который появился в далекие времена на Ближнем Востоке. Он носит название Уд. С Востока удбыл завезён в Европу арабами во время исламского завоевания Испании. Считается, что именно уд был предшественником европейской лютни.
В музее имени Глинки такой инструмент не один — есть множество вариантов уда из разных стран: Ливана, Египта, Армении, Узбекистана. Сирийский уд конца XIX века принадлежал известному ташкентскому удисту Мураду Бейли Акопяну.
Уд — инструмент философов
Уд имеет выпуклый грушевидный корпус, изготовленный из отдельных сегментов разных пород дерева. Шейка короткая, без ладов, головка отогнута назад. У него пять парных мелодических струн и одна одинарная — басовая. Звучание негромкое, мягкое, бархатистое. Играют на уде плектром из орлиного пера, имеющим иногда костяной наконечник. Обычный игровой диапазон инструмента охватывает от двух до двух с половиной октав, диапазон более трех октав подвластен лишь виртуозам. Показателем искусной игры считается владение техникой простого и двойного щипка, способность исполнять быстрые пассажи, смены высоких и нижних регистров. На уде возможно двух-трехголосное исполнение с применением бурдонной техники. Музыкальный теоретик Аль-Кинди (IX в.) называл уд «инструментом философов».
Уд занимает главное место в истории арабской классической музыки, ему посвящены различные теоретические труды. Многочисленны изображения уда на миниатюрах в средневековых рукописях, упоминания о нем встречаются в арабской литературе.
В произведении «Хафт Джам» поэт и мыслитель XVI века Физули передал свое впечатление от звучания уда:
Раз как-то вновь устроив пир веселый,
Задумал я, чтоб он был долог,
Лишь только уд возвысил к небу голос
Спалил огонь мне душу, взвился дымом полон.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.