Уд — инструмент философов

  • 14 декабря 2017
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сегодня мы поговорим об инструменте, который появился в далекие времена на Ближнем Востоке. Он носит название Уд. С Востока удбыл завезён в Европу арабами во время исламского завоевания Испании. Считается, что именно уд был предшественником европейской лютни.
В музее имени Глинки такой инструмент не один — есть множество вариантов уда из разных стран: Ливана, Египта, Армении, Узбекистана. Сирийский уд конца XIX века принадлежал известному ташкентскому удисту Мураду Бейли Акопяну.
Уд — инструмент философов
Уд имеет выпуклый грушевидный корпус, изготовленный из отдельных сегментов разных пород дерева. Шейка короткая, без ладов, головка отогнута назад. У него пять парных мелодических струн и одна одинарная — басовая. Звучание негромкое, мягкое, бархатистое. Играют на уде плектром из орлиного пера, имеющим иногда костяной наконечник. Обычный игровой диапазон инструмента охватывает от двух до двух с половиной октав, диапазон более трех октав подвластен лишь виртуозам. Показателем искусной игры считается владение техникой простого и двойного щипка, способность исполнять быстрые пассажи, смены высоких и нижних регистров. На уде возможно двух-трехголосное исполнение с применением бурдонной техники. Музыкальный теоретик Аль-Кинди (IX в.) называл уд «инструментом философов».
Уд занимает главное место в истории арабской классической музыки, ему посвящены различные теоретические труды. Многочисленны изображения уда на миниатюрах в средневековых рукописях, упоминания о нем встречаются в арабской литературе.
В произведении «Хафт Джам» поэт и мыслитель XVI века Физули передал свое впечатление от звучания уда:
Раз как-то вновь устроив пир веселый,
Задумал я, чтоб он был долог,
Лишь только уд возвысил к небу голос
Спалил огонь мне душу, взвился дымом полон.

Последние выпуски программы

Саксофон Гараняна

В коллекции Музея музыки есть инструменты, связанные с именами выдающихся музыкантов. Среди них — альт-саксофон Георгия Гараняна, представленный в постоянной экспозиции музея.

Балалайка работы мастера Семёна Налимова, принадлежавшая Н. П. Осипову

В начале 50-х годов прошлого века в фонды Музея музыки из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов поступила балалайка прима.

Уникальная фотография А. В. Александрова

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография, открывающая малоизвестную страницу жизни выдающегося хорового дирижёра и композитора Александра Васильевича Александрова.