«Колокола» Рахманинова

Выпуск 124
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Колокол — это инструмент, безусловно, важный для русского человека. И в творчестве русских композиторов тема колоколов возникала не раз. Но есть композитор, для которого колокола были особенно важны. Это Сергей Васильевич Рахманинов. И одно из центральных произведений, развивающих этот образ, с июля 1941 года хранится в Центральном музее музыкальной культуры — это автограф партитуры поэмы для хора, солистов и оркестра «Колокола», написанной в имении композитора Ивановка за невероятно короткий срок ‑ с 10 июня по 27 июля 1913 года.
«Колокола» Рахманинова
Замысел поэмы «Колокола» для смешанного хора, трех солистов (сопрано, тенора и баритона) и оркестра родился в Риме, когда Рахманинов получил анонимное письмо с просьбой прочесть приложенный к письму перевод Константина Бальмонта стихотворения Эдгара По. Как утверждалось в письме, данный текст идеально подходит для музыки и должен заинтересовать композитора. Имя автора письма стало известно только после смерти Рахманинова, им оказалась виолончелистка Мария Данилова.
Сюжет стихотворения действительно сразу заинтересовал Рахманинова. «Колокола» напоминают симфонию по структуре (4-частный цикл), однако ближе всего они к кантате. Все произведение, от первой его части до последней, представляет собой неудержимое движение к катастрофе, от света — к мраку. Каждая из четырех частей создает картину жизни человека на пути от рождения к смерти, и в каждой колокольный звон является главенствующим.
Поэма «Колокола» имеет авторское посвящение другу, голландскому дирижёру Виллему Менгельбергу и его оркестру Концертгебау в Амстердаме.
Первое исполнение «Колоколов» под управлением автора состоялось 30 ноября 1913 г. в Петербурге с участием хора и солистов Мариинского театра, а 8 февраля 1914 года в Москве при участии хора и артистов Большого театра. По воспоминаниям жены композитора Натальи Александровны Рахманиновой, «в Петербурге, после исполнения Колоколов, с Сергеем Васильевичем выходил кланяться и поэт, Бальмонт. Вот была забавная пара: высокий, с коротко остриженными волосами Сергей Васильевич и маленький Бальмонт с рыжими кудрями до плеч. Но, конечно, он заслуживал успеха, его перевод „Колоколов“ Эдгара По действительно был замечателен».
Исполнение «Колоколов» Рахманиновым — высший расцвет его как композитора-дирижёра. По словам оркестрантов, Рахманинов, переживая сам эмоциональное содержание произведения, заставлял переживать и оркестр. Ясность плана, цельность общей линии, глубокое ощущение мелоса произведения, увлекательная певучесть тем, ритмика, темпы, краски сообщались всем, кто с ним работал. Сам композитор позже так отзывался о поэме: «Это произведение, над которым я работал в лихорадочном возбуждении, и по сей день остается, на мой взгляд, лучшим из моих сочинений».

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.