Художник и композитор Василий Поленов
Выпуск 123
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мы знаем Василия Поленова, как выдающегося русского художника, его работы «Московский дворик», «Заросший пруд» знают, наверное, даже дети. Но была оказывается в жизни Поленова другая страсть — музыка.
С молодых лет, на родине и в зарубежных поездках Поленов с удовольствием посещал оперу, концерты, музыкальные салонные вечера, слушает выдающихся исполнителей. «Живу звуками» — говорил он. Наслаждение доставляло ему прослушивание народных мелодий, пение крестьян. С не меньшим трепетом он внимал пению певчих в храмах. Сам пел в хоре Академии художеств и любительских спектаклях
Первые композиторские опыты Поленова относятся, вероятно, к концу 1870-х — началу 1880-х годов. Художник проводил работу собиранию и записыванию народных песен, сочинил ряд произведений для хора и вокальных ансамблей. Поленов ‑ автор романсов, фортепианной музыки, пьес для скрипки и инструментального трио; он создавал музыку к драматическим спектаклям, написал оперу «Призраки Эллады». Она была поставлена в 1906 году силами любительского кружка в Большом зале Московской консерватории и напечатана в 1912 году.
Поленов очень любил рассказанную французской писательницей Эжени Фоа историю 13-летней герцогини Анны Бретонской, жившей более пятисот лет назад, будущей французской королевы, которая в костюме крестьянки ходила по деревням и узнавала о нуждах бедноты. В начале 1900-х годов Поленов перевел рассказ Фоа и написал пьесу, а позднее — детскую оперу, которая была поставлена силами учащихся московской Анастасьинской гимназии.
Эта рукопись была обнаружена в фонде виолончелиста и дирижера Виктора Львовича Кубацкого.
На страницах альбома карандашом записано либретто пьесы, которое прослаивают вклеенные отпечатанные в московской печатне В.Гроссе нотные номера — для пения, скрипки и фортепиано. Также литературные и нотные тексты перемежают карандашные и акварельные эскизы костюмов и декораций. На последнем листе рукой автора выписаны ряд номеров партии скрипки (в отличие от всех других отпечатанных номеров).
О себе Поленов, то ли в шутку, то ли всерьез, говорил: «Я — плохой художник и непризнанный композитор». С первым мы согласиться никак не можем, со вторым — лишь отчасти. Музыкальные сочинения Поленова не получали высокой оценки критиков. Тем не менее, музыка «Анны Бретонской», одной из первых русских детских опер, была напечатана и исполнена и сохранилась как свидетельство синтетического литературно-музыкально-художественного дарования Василия Поленова.