Тар и кеманча в ансамбле «Сазандари»
Выпуск 120
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Закавказье, а также в Иране и других странах Востока, большой популярностью пользуется народный инструментальный ансамбль музыкантов-профессионалов «сазандари». Состоит он изтара, кеманчи и бубна, исполнитель на котором одновременно является и певцом — ханенде.
Ведущая роль в ансамбле принадлежит тару — струнному щипковому инструменту.
В коллекции музея находятся более десяти инструментов из Азербайджана, Армении и Грузии. Корпус тара в виде двух чаш изготавливается из тутового дерева возрастом 10-15 лет, распиленного в зимнее время. Такое дерево обладает хорошими звуковыми качествами, меньшим удельным весом и не дает трещин. Открытая сторона инструмента затягивается мембраной из пузыря животного. Под ней просматривается продолжение шейки — планка, придающая ей устойчивость и влияющая на качество звука. На шейке 22 навязных лада. Инструмент имеет 14 струн: две мелодические — парные, басовые — одинарные. Интересно, что в отличие от европейских профессиональных инструментов, у тара, кроме основных струн имеются две так называемые «звонкие» струны, располагающиеся сбоку шейки и играющие роль высокого бурдона. Играют на таре при помощи плектра (мизраба) в форме зубца, сделанного из вишневого дерева, кости или бычьего рога.
Второй участник ансамбля сазандари — кеманча — струнный смычковый инструмент с шарообразным долбленым корпусом из орехового дерева.
В течение 10-15 лет он подвергается просушке, после чего стенка стесывается до толщины 5 мм. На открытую часть корпуса натягивается рыбья кожа. Дугообразная подставка (хэрэк) из орехового дерева устанавливается наискось по отношению к струнам таким образом, что звучащие части струн различаются по длине. Такое ее расположение позволяет получить более сильное и яркое звучание, как в высоком, так и низком регистрах. Шейка без ладов сужается книзу, проходит сквозь корпус, в нижнюю ее часть ввинчивается штырь-ножка. Играют на кеманче смычком, имеющим прямую или слегка вогнутую трость из кизила, к которой свободно прикреплена прядь конского волоса. Техника игры на кеманче необычна, — смычок не переводят с одной струны на другую, как при игре на скрипке, а поворачивают сам инструмент к плоскости движения смычка той или иной струной.
Тар и кеманча — инструменты богатых музыкально-художественных возможностей, чему способствуют широкий диапазон, тембровое богатство, многообразие штриховой техники. Кроме того, они очень красивы, как правило, богато украшены изящным орнаментом — инкрустацией перламутром и костью.