Фортепиано-Жираф

Выпуск 87
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Один из самых распространенных и любимых в наше время инструментов — фортепиано — прошел долгий путь изменений и преобразований, в результате которого у нас сейчас есть камерные, домашние пианино и концертные рояли. Но были и промежуточные варианты, не всегда удачные и иногда довольно экзотические.
Этот инструмент носит название фортепиано Жираф. Он был распространен в конце XVIII — начале XIX века. Представить себе его внешний вид очень просто — он напоминает рояль, деку которого установили вертикально над клавиатурой. Такая странная конструкция объясняется довольно просто — создатели пытались достичь компактности. Но, увы, замысел оказался не очень удачным: инструменты получались громоздкими, неуклюжими, а звук был слабым. Зато инструмент получился очень красивым, ведь согласно моде того времени корпус декорировался под мебель стиля «ампир».
Фортепиано-Жираф
Но ещё интереснее конструкции инструмента — история появления его названия. Оно появилось в связи с необычным событием, произошедшим в 1825 году. Надеясь улучшить дипломатические отношения между странами, египетский паша Мухаммед Али решил подарить королю Франции Карлу Х… жирафу. Более экстравагантный подарок и впрямь было трудно придумать — ведь в те времена еще ни одна жирафа не ступала на европейскую землю. Путешествие было подготовлено очень тщательно. Так как расстояния между палубами на корабле не хватало, в верхней палубе вырезали отверстие. Чтобы жирафа не ушиблась во время качки, края отверстия обложили соломой. Для кормления животного на корабль погрузили трёх коров, двух антилоп и доярку, так как жирафе требовалось в день 25 литров молока. Затем совершив за 41 день пеший переход в 880 км, экзотическое животное прибыло в Париж. Навстречу кортежу ринулись любопытные жители столицы. Дорогу запрудили шарабаны, кареты, кабриолеты. Великий Стендаль также не удержался от соблазна присоединиться к зевакам, о чем честно написал в своих «Воспоминаниях». Это событие привело к настоящему модному «буму»: жирафу изображали на фарфоре, на тканях, веерах, табакерках. Мебель оформляли в стиле «жираф», женщины стали носить прически «а-ля жираф». А по отношению к фортепиано с вертикальной конструкцией название напрашивалось само, ведь вертикально вытянутая форма инструмента действительно напоминала жирафа.

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту