Фортепиано-Жираф

Выпуск 87
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Один из самых распространенных и любимых в наше время инструментов — фортепиано — прошел долгий путь изменений и преобразований, в результате которого у нас сейчас есть камерные, домашние пианино и концертные рояли. Но были и промежуточные варианты, не всегда удачные и иногда довольно экзотические.
Этот инструмент носит название фортепиано Жираф. Он был распространен в конце XVIII — начале XIX века. Представить себе его внешний вид очень просто — он напоминает рояль, деку которого установили вертикально над клавиатурой. Такая странная конструкция объясняется довольно просто — создатели пытались достичь компактности. Но, увы, замысел оказался не очень удачным: инструменты получались громоздкими, неуклюжими, а звук был слабым. Зато инструмент получился очень красивым, ведь согласно моде того времени корпус декорировался под мебель стиля «ампир».
Фортепиано-Жираф
Но ещё интереснее конструкции инструмента — история появления его названия. Оно появилось в связи с необычным событием, произошедшим в 1825 году. Надеясь улучшить дипломатические отношения между странами, египетский паша Мухаммед Али решил подарить королю Франции Карлу Х… жирафу. Более экстравагантный подарок и впрямь было трудно придумать — ведь в те времена еще ни одна жирафа не ступала на европейскую землю. Путешествие было подготовлено очень тщательно. Так как расстояния между палубами на корабле не хватало, в верхней палубе вырезали отверстие. Чтобы жирафа не ушиблась во время качки, края отверстия обложили соломой. Для кормления животного на корабль погрузили трёх коров, двух антилоп и доярку, так как жирафе требовалось в день 25 литров молока. Затем совершив за 41 день пеший переход в 880 км, экзотическое животное прибыло в Париж. Навстречу кортежу ринулись любопытные жители столицы. Дорогу запрудили шарабаны, кареты, кабриолеты. Великий Стендаль также не удержался от соблазна присоединиться к зевакам, о чем честно написал в своих «Воспоминаниях». Это событие привело к настоящему модному «буму»: жирафу изображали на фарфоре, на тканях, веерах, табакерках. Мебель оформляли в стиле «жираф», женщины стали носить прически «а-ля жираф». А по отношению к фортепиано с вертикальной конструкцией название напрашивалось само, ведь вертикально вытянутая форма инструмента действительно напоминала жирафа.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.