Табула третья. Джаз на повороте

Выпуск 3
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Агитационный поезд тёмной ночью отмеряет очередную сотню километров по фронтам Великой Отечественной войны. Все артисты спят после утомительного дня, вместившего сразу несколько концертов. И только в одном купе горит слабый свет — руководитель Ансамбля песни и пляски железнодорожников от руки переписывает ноты джазовых композиций, чтобы раздать их утром своим музыкантам. Дунаевский уверен, что энергичными ритмами они поднимут боевой дух солдат.
В молодости Исаак Осипович на себе прочувствовал жизнеутверждающую силу «чёрной музыки» и, движимый небывалым энтузиазмом, отправился из Москвы в Ленинград, чтобы превратить недавно созданный там театр Мюзик-холл в «Дом советского джаза». Плацдарм подготовил артист и певец Леонид Утёсов, собравший первоклассный оркестр. О пагубном влиянии буржуазного джаза на умы советских людей совсем некстати в газете «Правда» написал трибун пролетарского искусства Максим Горький. Как сохранить лояльность властям, но при этом не потерять творческое лицо? В программе «Джаз на повороте» Дунаевский разрешил дилемму: смеяться любят все, так пусть оркестр настроит зал на юмористическую волну. Барабанщик «икал» смачными синкопами, трубачи весело «квакали», все остальные духовые инструменты отчаянно «хрюкали».
Табула третья. Джаз на повороте
Джаз с театральной сцены шагнул в первую советскую музыкальную кинокомедию «Весёлые ребята». Популярность картины оказалась настолько высока, что, по слухам, Сталин приревновал народ к Дунаевскому. Вскоре композитора посадили в специальный поезд и вместе с вверенными артистами отправили на гастроли. Многие расценили такой вираж в судьбе Исаака Осиповича как почётную ссылку.
22 июня 1941 года составу Дунаевского приказали вернуться в столицу. На одном из полустанков он пересёкся с Утёсовым. На просьбу артиста сочинить для него песню ответил отказом. Дунаевский находился на творческом распутье — писать по-старому было не ко времени, а по-новому он не хотел. В год 800-летия Первопрестольной Утёсов попросил написать для его эстрадной программы песню «Дорогие мои москвичи». Дунаевского тронули строчки припева «Что сказать Вам, москвичи на прощанье», и он согласился выполнить заказ. Песня получилась светлой, но грустной. Совсем не похожей на его прежние бодрые шлягеры.

Последние выпуски программы

Табула вторая. Красный Моцарт

Большевистский лозунг «Искусство принадлежит народу» перекроил репертуар театров молодой Советской республики.

Табула первая. Богатство не порок

Витрины с образцами шикарных костюмов с любопытством разглядывает свежеиспечённый столичный житель Исаак Дунаевский.