Премьера «Прометея» Александра Скрябина
2 марта 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
2 марта 1911 года в Москве состоялась премьера симфонической поэмы «Прометей» Александра Скрябина. Автор исполнял партию фортепьяно, оркестром дирижировал Сергей Кусевицкий. Скрябин утверждал, что это произведение — не прямой пересказ легенды о титане-богоборце, подарившем людям огонь. Прометей стал для композитора отстраненным символом, главным героем была огненная стихия. Он даже дал этому произведению второе название — «Поэма огня». Известно, что Скрябин обладал так называемым «цветным слухом»: тональности он воспринимал в красках. Композитор планировал сопроводить сценическое воплощение своей поэмы игрой на световой клавиатуре, чтобы дать публике возможность не только услышать, но и увидеть его музыку. К партитуре была добавлена специальная цветовая строка. К моменту премьеры «Прометея» нужное проекционное оборудование собрать не удалось. Впервые скрябинская поэма прозвучала «в цвете» в Нью-Йорке весной 1915 года. Аппаратуру для этого представления готовили два года.
Иосиф Бродский полагал, что этот поэт — серьезнее Пушкина. Пушкин говорил о нем так: «Он у нас оригинален — ибо мыслит». 2 марта 1800 года родился Евгений Баратынский. Дворянин, получивший блестящее домашнее образование, успешно сдал экзамен в Пажеский корпус Его Императорского величества. В Лейб-гвардии Егерском полку Баратынский подружился с бароном Дельвигом, а вскоре в круг его тесного общения вошли Кюхельбекер, Гнедич и Пушкин. Александр Сергеевич так откликался на первые сочинения своего приятеля: «Баратынский — прелесть и чудо… После него не стану печатать своих элегий». Хотя, бывало, оба публиковались под одной обложкой. Стихи Евгения Баратынского появлялись в альманахе «Северная звезда». И хоть декабристам недоставало в них социальной остроты, они отдавали должное изощренному анализу душевной жизни. Литературоведы второй половины 19 века считали Баратынского второстепенным, чрезмерно рассудочным автором. По-новому, с уважением и восхищением, на этого лирика-философа нас приучили смотреть символисты Серебряного века.
2 марта 1911 года в Москве в зале Благородного собрания состоялось первое выступление хора Митрофана Пятницкого. Народная песня, как высокое искусство — такое было впервые. В тот памятный вечер перед зрителями предстали 18 исполнителей: поющие крестьяне Воронежской и Рязанской губерний, настоящие, от земли, от сохи. В сопровождении гуслей и жалеек прозвучали народные песни, былины и причитания плакальщиц. Крестьянский хор Пятницкого высоко оценили Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Антонина Нежданова, Иван Бунин. Уже в начале советской истории власти распорядились перевести народных артистов из деревень в Москву и распределить их по городским заводам и фабрикам, чтобы они могли постоянно петь в столице. Так начиналась славная история коллектива, который поныне называется Государственный академический русский народный хор имени Пятницкого.