Блестящий дирижёр, контрабасист-виртуоз и один из главных музыкальных просветителей своего времени.
Сергей Кусевицкий родился в 1874 году в Вышнем Волочке. Мальчик с раннего детства проявлял интерес к музыке и овладел игрой на нескольких инструментах. В 12 лет он уже выступает в Твери и дирижирует маленьким оркестром. Казалось, мальчик находит своё призвание, но родители не поддерживают выбор сына. Так, в четырнадцать лет юный музыкант решается на шаг, который во многом определяет его будущее. Он бежит из дома, чтобы поступить в столичную консерваторию.
Кусевицкий приезжает в Москву практически без денег, не имея в городе ни друзей, ни родных, и отправляется напрямую к директору консерватории. Однако учебный год уже идёт, в классах нет мест, и юноша получает отказ. Удача ждёт его в Филармоническом обществе — преподавателей поражает талант и упорство молодого музыканта, и Кусевицкому предлагают выбор: контрабас или тромбон. Ссылаясь на высокий рост и тягу к струнным инструментам, юноша выбирает контрабас. Этот инструмент долгое время считался второстепенным и намного менее престижным, чем скрипка или виолончель, но Кусевиций доводит мастерство игры на нём до такого уровня, что вскоре меняет это представление. Окончив учёбу, он быстро получает признание благодаря многочисленным выступлениям. Уже через несколько лет после выпуска из училища он занимает место в оркестре Большого театра, а также продолжает выступать с сольными концертами.
Сергей Кусевицкий стал первым контрабасистом-виртуозом на отечественной сцене, его талант производит фурор и в Европе. О степени его популярности говорят многочисленные приглашения участвовать в концертах Шаляпина и Рахманинова. Современная музыка завораживает его, и он с радостью выступает на премьерах произведений своих друзей-композиторов: Скрябина, Прокофьева, Глиэра. Современник Кусевицкого, виолончелист Григорий Пятигорский пишет: «Его видели в ярости и в нежном настроении, в порыве энтузиазма, счастливым, в слезах, но никто не видел его равнодушным. Всё вокруг него казалось возвышенным и значительным. В вопросах искусства пустяков для него не существовало». Публика и музыканты, которые выступают с ним, обожают Кусевицкого.
Быстрее продвинуться в музыкальной карьере ему помогает отец супруги, пианистки Натальи Ушковой, на которой музыкант женился в 1905 году. Известный миллионер-меценат щедро спонсирует Кусевицкого. Семья переезжает в Берлин, где Сергей гастролирует и продолжает учиться. Пару лет спустя с колоссальным успехом проходит его дирижёрский дебют с оркестром Берлинской филармонии. Во втором отделении звучит Концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, в котором солирует сам автор. Окрылённый успехом, Сергей Кусевицкий пробует силы и в других сферах — он организовывает «Российское музыкальное издательство» в Москве и направляет значительные деньги на музыкально-просветительские цели в России. Издательство Кусевицкого впервые публикует многие сочинения Стравинского, Скрябина, Метнера, Катуара и других композиторов. Также в Москве он собирает собственный оркестр и регулярно устраивает концертные сезоны, на которых исполняет произведения мировой классики. Деньги он ставит на службу искусству — доход эти выступления не приносят, зато позволяют людям приобщиться к прекрасному. Известность Сергея Кусевицкого возрастает многократно.
Октябрьский переворот в России больно бьёт по финансовому состоянию музыканта. Он лишается почти всего — издательства, оркестра, художественной коллекции. Тем не менее, Кусевицкий решает остаться на родине, и вскоре его, совместно с другими известными деятелями искусства, приглашают войти в художественный совет наркома просвещения. Музыкант становится инициатором многих начинаний, в том числе по проведению реформы музыкального образования и созданию Государственного симфонического оркестра.
Несмотря на интересную должность и творческую свободу, Кусевицкий решает уехать в Соединённые Штаты. В 1924 году он занимает пост главного дирижёра Бостонского симфонического оркестра, и вскоре этот коллектив становится лучшим в Америке. Также Кусевицкий (за рубежом получивший известность как Серж) часто гастролирует в Европе — его весенние сезоны в Париже получают мировую славу.
В Америке Кусевицкий поддерживает молодых талантливых музыкантов, создаёт Фонд имени Натальи Кусевицкой и публикует в своём издательстве произведения малоизвестных композиторов. Ежегодный фестиваль, который маэстро организовал в Бостоне в 1936 году, проходит и по сей день.
Текст: Анна Чичагова