Деньги
25 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Бетховен родился в небогатой семье. С юности он сам зарабатывал на хлеб, а после смерти матери обеспечивал и младших братьев. Место органиста в Бонне со скромным жалованьем было его единственной постоянной работой за всю жизнь. Бетховен был одним из первых «свободных художников»: он существовал на гонорары от своей музыкальной деятельности и поэтому хорошо знал цену деньгам. В молодости он тщательно записывал все свои расходы, поэтому мы знаем, во сколько обошлась ему аренда комнаты в венской мансарде, покупка старенького фортепиано, пюпитра, письменного стола, одежды, обуви, еды, дров…
Регулярные, хотя и небольшие деньги приносили фортепианные уроки, которые Бетховен давал всю жизнь. Кроме того, он освоил профессию импресарио: сам продавал билеты на свои сольные выступления и бенефисные концерты, получая за это весь сбор. В деловых вопросах композитор проявлял принципиальность: не договорившись с дирекцией театра о проценте со сборов, он снял с репертуара свою оперу «Фиделио».
Основным источником заработка Бетховена были доходы от композиторской деятельности, — причем по нескольким линиям.
Одна из них — заказы богатых меценатов: например, 4-я и 5-я симфонии, написанные по инициативе графа Опперсдорфа; Месса до мажор, сочиненная для князя Эстерхази; квартеты, оплаченные русскими аристократами: графом Разумовским и князем Голицыным.
Другой статьей дохода были посвящения произведений состоятельным людям. Посвящения всегда согласовывались и щедро оплачивались.
Третья линия — продажа прав на издание сочинений. Нотное издательство переживало тогда бурный рост, и Бетховен, будучи знаменитым, получал солидные суммы.
Но ради денег ему приходить заниматься для издателей и подёнщиной — например, обработками популярных мелодий, составлением различных сборников.
Всю жизнь Бетховена поддерживали меценаты, выплачивавшие ему субсидии для занятий творчеством. В Бонне это был граф Вальдштейн, в первые венские годы — князь Лихновский. Позже три спонсора гарантировали композитору пожизненное содержание, чтобы удержать его в Австрии. Увы, обещанные суммы выплачивались нерегулярно, а значительную их часть «съела» инфляция.
Бетховен не был скрягой, но жил очень скромно. Своего жилья он никогда не имел, арендовал квартиры в Вене и ее предместьях. Всё его имущество состояло из книг, нот и музыкальных инструментов. После его смерти оно было продано с аукциона за мизерную сумму.
В последние годы жизни Бетховен по совету друзей купил 8 акций Австрийского национального банка. Одну из них пришлось продать, но 7 остались в наследство племяннику Карлу.
В финансовых делах композитор проявлял щепетильность и благородство. Он занимал деньги, чтобы передать их знакомым, если у них возникали затруднения. Когда его брат заболел туберкулезом, Бетховен отдал почти все свои накопления, чтобы семья брата смогла купить дом, и принял на себя его долги. Став опекуном племянника, он тратил на него значительные суммы. В конце жизни смертельно больной Бетховен экономил на себе, но не тронул ни одного крейцера из тех средств, которые он завещал племяннику.
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.