Деньги

  • 25 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Бетховен родился в небогатой семье. С юности он сам зарабатывал на хлеб, а после смерти матери обеспечивал и младших братьев. Место органиста в Бонне со скромным жалованьем было его единственной постоянной работой за всю жизнь. Бетховен был одним из первых «свободных художников»: он существовал на гонорары от своей музыкальной деятельности и поэтому хорошо знал цену деньгам. В молодости он тщательно записывал все свои расходы, поэтому мы знаем, во сколько обошлась ему аренда комнаты в венской мансарде, покупка старенького фортепиано, пюпитра, письменного стола, одежды, обуви, еды, дров…
Регулярные, хотя и небольшие деньги приносили фортепианные уроки, которые Бетховен давал всю жизнь. Кроме того, он освоил профессию импресарио: сам продавал билеты на свои сольные выступления и бенефисные концерты, получая за это весь сбор. В деловых вопросах композитор проявлял принципиальность: не договорившись с дирекцией театра о проценте со сборов, он снял с репертуара свою оперу «Фиделио».
Деньги
Основным источником заработка Бетховена были доходы от композиторской деятельности, — причем по нескольким линиям.
Одна из них — заказы богатых меценатов: например, 4-я и 5-я симфонии, написанные по инициативе графа Опперсдорфа; Месса до мажор, сочиненная для князя Эстерхази; квартеты, оплаченные русскими аристократами: графом Разумовским и князем Голицыным.
Другой статьей дохода были посвящения произведений состоятельным людям. Посвящения всегда согласовывались и щедро оплачивались.
Третья линия — продажа прав на издание сочинений. Нотное издательство переживало тогда бурный рост, и Бетховен, будучи знаменитым, получал солидные суммы.
Но ради денег ему приходить заниматься для издателей и подёнщиной — например, обработками популярных мелодий, составлением различных сборников.
Всю жизнь Бетховена поддерживали меценаты, выплачивавшие ему субсидии для занятий творчеством. В Бонне это был граф Вальдштейн, в первые венские годы — князь Лихновский. Позже три спонсора гарантировали композитору пожизненное содержание, чтобы удержать его в Австрии. Увы, обещанные суммы выплачивались нерегулярно, а значительную их часть «съела» инфляция.
Бетховен не был скрягой, но жил очень скромно. Своего жилья он никогда не имел, арендовал квартиры в Вене и ее предместьях. Всё его имущество состояло из книг, нот и музыкальных инструментов. После его смерти оно было продано с аукциона за мизерную сумму.
В последние годы жизни Бетховен по совету друзей купил 8 акций Австрийского национального банка. Одну из них пришлось продать, но 7 остались в наследство племяннику Карлу.
В финансовых делах композитор проявлял щепетильность и благородство. Он занимал деньги, чтобы передать их знакомым, если у них возникали затруднения. Когда его брат заболел туберкулезом, Бетховен отдал почти все свои накопления, чтобы семья брата смогла купить дом, и принял на себя его долги. Став опекуном племянника, он тратил на него значительные суммы. В конце жизни смертельно больной Бетховен экономил на себе, но не тронул ни одного крейцера из тех средств, которые он завещал племяннику.
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.

Последние выпуски программы

Русский архив

В основу так называемого «русского архива» Бетховена легли письма композитора, обращенные к меценатам из России, и посвященные им сочинения.

Русский след

Россия сыграла немалую роль в жизни Бетховена. Имена русских монархов и аристократов украшают титульные листы многих его произведений, вельможные россияне поддерживали композитора финансово и морально.

Memento mori

Бетховен еще в юности пережил утрату близких. Ему не было 17-ти лет, когда у него на руках умерла мать, вскоре скончалась малолетняя сестра, а через несколько дней после его отъезда в Вену ушел из жизни отец.