Русский архив
4 января 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В основу так называемого «русского архива» Бетховена легли письма композитора, обращенные к меценатам из России, и посвященные им сочинения.
Напомним: императору Александру I Бетховен адресовал 3 скрипичные сонаты, его супруге — полонез и переложение 7-й симфонии. По заказу графа Разумовского и князя Голицына написаны струнные квартеты. Николай Голицын и Александр I были в числе тех, кто приобрел по подписке «Торжественную мессу».
Далеко не все послания и ноты, некогда отправленные Бетховеном в Россию, находятся сегодня в нашей стране. Часть исчезла, часть русские владельцы подарили известным зарубежным музыкантам. После распада Советского Союза несколько рукописей Бетховена оказались на территории стран Балтии.
В свою очередь, российские деятели культуры в XIX веке приобретали за рубежом бетховенские манускрипты. Так произошел своего рода обмен рукописями между Россией и Европой.
Сегодня в нашей стране находится около 300 страниц бетховенских автографов. Это письма, эскизы, черновые и чистовые копии собственных произведений, а также переписанное им сочинение Палестрины. Основная часть документов хранится в Российском национальном музее музыки. Рукописи Бетховена есть и в других архивах Москвы и Петербурга.
Не так давно это собрание пополнилось. В Архиве внешней политики нашли письмо Бетховена Александру I с просьбой приобрести экземпляр «Торжественной мессы». Это письмо считалось утерянным. А в библиотеке Московской консерватории обнаружили авторизованную копию увертюры «Освящение дома», которую композитор посвятил князю Голицыну и собственноручно отослал в Россию.
Важнейшая часть «русского архива» Бетховена — его музыкальные эскизы. Помимо исторической ценности, они представляют огромный интерес для специалистов. В них детально зафиксирован творческий процесс композитора.
В Москве и Петербурге хранятся 3 эскизные тетради Бетховена. Московские манускрипты изданы в виде факсимиле с нотной расшифровкой и комментариями. Один из них — это наброски струнных квартетов, сочиненных по заказу Голицына.
Другую тетрадь эскизов можно с полным основанием назвать жемчужиной «русского архива». В середине XIX века ее приобрел почитатель Бетховена Михаил Виельгорский. Автограф содержит 174 страницы — больше половины всего рукописного бетховенского наследия в России. В нем находятся эскизы ключевых сочинений разных жанров: «Героической» симфонии, балета «Творения Прометея», «Крейцеровой» сонаты для скрипки и фортепиано и других.
Выдающийся советский текстолог Натан Фишман, расшифровавший и издавший эту тетрадь, сделал важнейшее открытие. Сопоставив предварительные наброски «Героической» симфонии и балета «Творения Прометея», Фишман выяснил: многие темы симфонии родились из музыки балета, связанной с конкретным содержанием.
Это позволило прояснить ключевой вопрос о герое симфонии. В нем пытались увидеть конкретного человека: то ли Наполеона, то ли кого-то из друзей композитора. Эскизы Бетховена доказывают, что в центре «Героической» симфонии — обобщенный эпический образ, вобравший в себя черты античного титана Прометея.
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.