Русский след
3 января 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Россия сыграла немалую роль в жизни Бетховена. Имена русских монархов и аристократов украшают титульные листы многих его произведений, вельможные россияне поддерживали композитора финансово и морально.
Недавно было найдено письмо молодого Бетховена одному из друзей, служившему дипломатом в Петербурге. В нем обсуждается план гастрольной поездки в Россию. Турне в итоге не состоялось, но эта идея могла возникнуть при общении композитора с российским послом в Вене, Андреем Разумовским и главой русской военной миссии Иваном Броуном. Они разглядели гений Бетховена задолго до того, как он стал знаменитым, и многие годы оказывали ему поддержку, в том числе и материальную.
Супруге графа Броуна композитор посвятил фортепианные вариации на тему «Камаринской». В ответ, или просто по широте русской натуры, граф подарил Бетховену породистую лошадь. Среди тех, кто приобрел по подписке бетховенское трио опус 1, помимо Броуна и Разумовского, мы находим и другие русские фамилии: Строганов, Виельгорский, Трубецкой. По инициативе Андрея Разумовского Бетховен написал 3 скрипичные сонаты для российского императора Александра I, который был скрипачом-любителем.
Разумовский заказал композитору квартеты, названные «Русскими» — не только из-за личности мецената. В них звучат народные песни — «Слава» и «Ах, талан ли мой, талан». Андрей Разумовский оставался другом Бетховена и одним из его главных меценатов.
После разгрома Наполеона состоялся конгресс, определивший будущее Европы. В Вену прибыла и семья российского императора. В дни конгресса Бетховен устроил бенефис, который посетили Александр I и его супруга. Императрица Елизавета Алексеевна была также на представлении оперы «Фиделио». Она передала композитору значительную сумму — 200 червонцев — и подарила перстень с рубином и бриллиантами. Благодарный Бетховен посвятил императрице полонез и переложение 7-й симфонии.
Позже он собирался посвятить Александру I 9-ю симфонию — этому помешала смерть императора.
Сборник «Песни разных народов», составленный Бетховеном, открывают 3 русские мелодии из сборника Львова и Прача.
Почитателями Бетховена были братья Виельгорские, российские меценаты и музыкальные деятели. Михаил Виельгорский познакомился с композитором в Вене и был в числе первых слушателей его Пятой и Шестой симфоний. Очевидцы утверждали: он аплодировал так горячо, что удостоился отдельного поклона автора. В имении Виельгорского при жизни Бетховена крепостной оркестр исполнял его симфонии и концерты, увертюру «Эгмонт», «Битву при Виттории» и другие сочинения — еще до премьер в Москве и Петербурге. Позже Михаил Виельгорский приобрёл и привез в Россию одну из бесценных эскизных тетрадей Бетховена.
В марте 1824 года в российской столице прозвучала «Торжественная месса». Это была не только мировая премьера. При жизни композитора это произведение целиком больше нигде не исполнялось. В числе 10-ти подписчиков мессы двое оказались из России: император Александр I и князь Николай Голицын. Именно Голицын организовал и оплатил премьеру бетховенского сочинения в Петербурге. На следующий день он писал композитору: «Я никогда не слышал ничего более прекрасного. Ваш гений опередил века».
Князю Голицыну Бетховен посвятил увертюру «Освящение дома». Благодаря заказу князя на свет появились 3 поздних бетховенских квартета.
В итоге вся творческая жизнь композитора оказалась в обрамлении русских меценатов — в молодости его поддержал Разумовский, в последние годы — Голицын.
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.