Войны
16 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Почти половина жизни Бетховена пришлась на эпоху наполеоновских войн, охвативших всю Европу. И хотя сам композитор участие в боевых действиях не принимал, война оказала серьезное влияние на его творчество и судьбу.
К осени 1792 года французская армия оккупировала почти весь левый берег Рейна и приблизилась к Бонну. Бетховен, только что получивший согласие Гайдна взять его в ученики, рисковал из-за военных столкновений попросту не добраться до Вены. С отъездом из родного города пришлось поторопиться. До столицы Австрии молодой человек добирался больше недели почтовыми каретами. В его блокноте есть запись по поводу этой поездки: «Чаевые кучеру, который, рискуя собой, провёз нас через расположение Гессенской армии и гнал как чёрт».
В тот момент Бетховен спасся от войны, но она следовала за ним по пятам. Через 5 лет французы подошли к Вене, и жители начали формировать ополчение. На волне патриотизма композитор сочинил две боевые песни. Тогда захвата столицы удалось избежать. Но через несколько лет, 13 ноября 1805 года, войска Наполеона всё же вошли в город. А ровно через неделю состоялась премьера бетховенской оперы «Фиделио». Оккупация стала главной причиной провала. Театр был почти пуст. Жителям захваченной Вены было не до оперных страстей. Кроме того, по приказу французов с наступлением темноты все городские ворота закрывались. Театр Ан дер Вин находился тогда за пределами города, и после спектакля было невозможно вернуться домой.
Вскоре война коснулась Бетховена лично: в битве с французами героически погиб прусский принц Луи Фердинанд. Композитор был знаком с ним много лет и очень ценил как музыканта. А следом произошла битва под Йеной, в которой войска под командованием Бонапарта окончательно разбили прусскую армию. Узнав о победе Наполеона, Бетховен произнёс: «Жаль, что я не разбираюсь в военном искусстве, как в музыкальном, а то бы я дал ему бой и победил его».
Через пару лет вспыхнула новая война между Австрией и Францией. Вновь тяжелые поражения австрийцев открыли Наполеону дорогу на Вену. Но на этот раз французы взяли столицу Австрии после кровопролитных боев и жестокого артиллерийского обстрела. Бетховен спасался от французских снарядов в доме своего брата Карла. Он лежал в подвале, на матрасе, обложив голову подушками. Композитор всерьез опасался, что из-за адского грохота может окончательно оглохнуть.
Война всерьез мешала Бетховену добывать хлеб насущный. Она поставила крест на его гастрольной карьере — ездить с концертами по Европе, охваченной боевыми действиями, было невозможно. Оккупация Вены не давала композитору устраивать ежегодные бенефисы и представлять новые сочинения. В 1812 году, возвращаясь в свой полк, погиб князь Кинский, один из гарантов пожизненного содержания Бетховена. Наследники князя финансовые обязательства выполняли очень неохотно.
Собственно «батальных» сочинений у Бетховена не так много. Самое известное из них — оркестровая пьеса «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории». Однако войной пронизаны сотни страниц бетховенских произведений — речь не только о знаменитых траурных маршах, но о самом духе и содержании музыки.
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.