Меценаты
15 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Несмотря на гордый и независимый характер, Бетховен большую часть жизни принимал помощь богатых меценатов. Эти люди осознавали масштаб его гения и поддерживали его материально.
Были те, кто регулярно выплачивал Бетховену определённые суммы просто за то, чтобы он мог заниматься творчеством. В Бонне это был граф Вальдштейн, в Вене — князь Карл Лихновский. Он снабжал композитора деньгами на протяжении многих лет — вплоть до их разрыва.
Когда Жером Бонапарт, младший брат Наполеона, стал королем нового государства Вестфалии, он сразу же предложил Бетховену место придворного капельмейстера. Однако три венских мецената — эрцгерцог Рудольф, князья Франц Лобковиц и Фердинанд Кинский — решили удержать композитора в Австрии. Они пообещали пожизненно его содержать, выплачивая ежегодно 4000 флоринов. Обязательства были закреплены договором и распространялись на наследников меценатов.
Сумма, обещанная Бетховену, намного превышала годовой доход многих известных музыкантов. Так, пенсия Гайдна у князей Эстерхази составляла 2500 флоринов; жалованье Антона Враницкого у того же Лобковица — 1200.
Но на деле свою долю исправно выплачивал только эрцгерцог Рудольф. Первый платёж от Кинского поступил лишь в 1810 году, а через два года князь погиб. Бетховен годами добивался выплат от его наследников. Лобковиц часто задерживал взносы, а то и вовсе забывал о них. Между тем, в 1811 году произошла резкая девальвация австрийской валюты, и реальный вес субсидии уменьшился в пять раз.
Вторую группу бетховенских благодетелей составляли меценаты, которые заказывали ему музыку и щедро ее оплачивали. Среди них — венгерский князь Николай Эстерхази. Гонорар композитора за мессу до мажор составил не менее 1000 флоринов. Позднее Эстерхази профинансировал исполнение произведения в венском бенефисе Бетховена.
4-я симфония композитора появилась на свет благодаря графу Францу Опперсдорфу, который заплатил Бетховену вперед 500 флоринов. Получив готовую симфонию, граф тут же заказал следующую.
В числе тех, кто оплачивал композиторскую работу Бетховена, было немало русских дворян. В разные годы струнные квартеты ему заказывали граф Андрей Разумовский и князь Николай Голицын.
Одной из форм финансовой поддержки композиторов в те времена были посвящения произведений состоятельным людям. Они всегда печатались на титульных листах, делались с согласия меценатов и щедро вознаграждались. Так, помимо постоянной субсидии Бетховену, эрцгерцог Рудольф оплатил посвящения ему двух фортепианных концертов, нескольких сонат, трио и «Торжественной мессы».
Однажды Бетховен нарушил традицию и посвятил свои 5-ю и 6-ю симфонии сразу двум меценатам: графу Разумовскому и князю Лобковицу. Вряд ли композитора можно заподозрить в меркантильности. Логичнее будет предположить, что Разумовский и Лобковиц договорились между собой о совместной выплате Бетховену за обе симфонии двойного гонорара.
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.