Монархи
14 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Во времена Бетховена просвещенные монархи покровительствовали музыкантам. Неудивительно, что композитор общался с правителями разных стран — в связи с исполнением и изданием своих произведений.
Во время своего гастрольного турне по Германии и Чехии молодой Бетховен полтора часа играл для курфюрста Саксонии Фридриха Августа. Растроганный монарх подарил ему золотую шкатулку, доверху наполненную монетами — тоже золотыми. В Берлине Бетховен выступал перед королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом II. Он заслужил не только похвалу, но и предложение занять должность при дворе. Правда, Бетховен предложение отклонил.
А вот отношения композитора с правящим домом Австрии складывались непросто. Ему покровительствовала императрица Мария Терезия Сицилийская. Она помогала получить лучшие залы для бенефисов и лично присутствовала на выступлениях. Марии Терезии Бетховен посвятил свой Септет. Однако императрица скончалась в молодом возрасте, и положение изменилось. Император Франц не любил независимого и своенравного музыканта. Бетховену годами не давали зал для бенефиса, его сочинения не включали в концерты, проходившие при дворе. На монаршую неприязнь композитор отвечал взаимностью: называл правителя негодяем, которого следует повесить.
Младший брат императора, эрцгерцог Рудольф брал у Бетховена уроки композиции. В те годы он единственный из правящей династии поддерживал композитора, в том числе материально.
С иностранными монархами отношения складывались удачнее. Со времен турне по Германии и Чехии он был знаком с принцем Пруссии Луи Фердинандом, которому однажды сказал: «Ваше высочество, Вы играете как настоящий пианист, а не как принц!» Луи Фердинанду Бетховен посвятил 3-й фортепианный концерт, за что был щедро вознагражден.
Один из монархов едва не поменял судьбу Бетховена. Жером Бонапарт, младший брат императора Франции, стал королем Вестфалии — нового государства, возникшего в Европе в результате наполеоновских войн. Он почти сразу предложил Бетховену должность придворного капельмейстера. Композитор, годами не имевший стабильного дохода, согласился. Но тут вмешалась австрийская знать, и его уговорили остаться в Вене, пообещав пожизненное содержание.
Отношение Бетховена к самому Наполеону было противоречивым. Он приветствовал Бонапарта-консула, разделял революционные идеалы, но возненавидел его, когда тот узурпировал власть и объявил себя императором.
После разгрома Наполеона состоялся Венский конгресс, обсуждавший устройство Европы. В дни форума Бетховен устроил бенефис. На нем присутствовали многие монархи. Наибольшее внимание композитору уделяла супруга российского императора Александра I Елизавета Алексеевна. Она посетила несколько концертов, где исполнялась его музыка, передала Бетховену крупную сумму и подарила перстень с рубином и бриллиантами. В благодарность композитор посвятил русской императрице полонез и переложение 7-й симфонии.
Свою «Торжественную мессу» Бетховен рассчитывал выгодно продать. Он предложил европейским монархам приобрести ее в авторизованных рукописных копиях. Увы, по всей Европе набралось всего 10 подписчиков. Среди них были российский император Александр I, короли Пруссии, Франции, Дании, Саксонии, герцоги Тосканы и Гессена. Ожидаемой выгоды проект не принес — остальные правители его проигнорировали.
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.