Франция и французы

  • 20 ноября 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Имя, данное Бетховену при крещении, не Людвиг, а Людовик — такое же, как у династии французских королей. Совпадение это или нет, но Франция заняла в жизни Бетховена важное место.
Считается, что Бетховен приветствовал Французскую революцию. На деле всё обстояло не столь однозначно.
Кровавый террор, который сопровождал революционные события, вызывал у него отвращение и страх. Вскоре Франция начала захватнические войны, и родной город Бетховена — Бонн — двадцать лет был оккупирован французами. А когда армия Наполеона приблизилась к Вене, Бетховен в патриотическом порыве написал для ополченцев «Походную песню» и «Боевую песню австрийцев».
С другой стороны, ему были близки идеалы Французской революции. Известны высказывания Бетховена на эту тему, подтвержден факт его знакомства с французским послом генералом Бернадотом и скрипачом Рудольфом Крейцером, прибывшим в Вену в свите посла. Позже Бетховен посвятил ему знаменитую «Крейцерову сонату». Знак симпатий композитора к революционным идеям — титульный лист известнейшей фортепианной сонаты, где название написано по-французски: «Большая Патетическая соната». Друзьями Бетховена были супруги Биго, жившие в Вене. Мари Биго, прекрасная пианистка, первой сыграла только что законченную «Аппассионату», а позже Бетховен подарил ей автограф сочинения — так рукопись оказались в Париже.
Франция и французы
Особая тема — отношение Бетховена к Наполеону Бонапарту. Вначале Бетховен сравнивал его с величайшими героями в истории. Но когда Бонапарт заключил союз с Папой Римским и объявил себя императором, Бетховен его возненавидел. Он ответил язвительным отказом на предложение почитательницы Наполеона написать сонату во славу его подвигов. А позже разорвал титульный лист Третьей симфонии с посвящением Бонапарту.
В 1805 году войска Наполеона захватили Вену. Бетховен, как и все австрийцы, чувствовал себя униженным и даже стал виновником скандала, разразившегося в замке князя Лихновского в Силезии, где он гостил. Композитор покинул замок, наотрез отказавшись играть для французских офицеров
Когда младший брат Наполеона Жером Бонапарт стал королем Вестфалии, он предложил Бетховену должность придворного капельмейстера. Бетховен, никогда не имевший в Вене постоянной работы, согласился. Но тут вмешались венские аристократы: они пообещали композитору пожизненное содержание, если он останется в Австрии.
Бетховен пошел на эти условия — в том числе и потому, что понимал: приняв приглашение Жерома Бонапарта, он вольно или невольно станет пособником врагов.
После разгрома Наполеона Бетховен сочинил «батальную музыку» под названием «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории». В ней он с нескрываемым злорадством изобразил поражение французов: для их характеристики использована насмешливая песенка XVIII века «Мальбрук в поход собрался».
Но это лишь одна сторона медали. Ранее в беседе с французским офицером Луи Жиро Бетховен признавался, что мечтает побывать во Франции, и его интересует личность Наполеона. А в конце жизни, в эпоху политической реакции, наступившей в Австрии после победы над Бонапартом, Бетховен говорил, что раньше он терпеть не мог Наполеона, но теперь относится к нему совсем иначе.
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.

Последние выпуски программы

Русский архив

В основу так называемого «русского архива» Бетховена легли письма композитора, обращенные к меценатам из России, и посвященные им сочинения.

Русский след

Россия сыграла немалую роль в жизни Бетховена. Имена русских монархов и аристократов украшают титульные листы многих его произведений, вельможные россияне поддерживали композитора финансово и морально.

Memento mori

Бетховен еще в юности пережил утрату близких. Ему не было 17-ти лет, когда у него на руках умерла мать, вскоре скончалась малолетняя сестра, а через несколько дней после его отъезда в Вену ушел из жизни отец.