«О Моцарт, Моцарт!..»
10 ноября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Образ Моцарта сопровождал Бетховена с раннего детства. Когда отец обнаружил в нем первые проблески музыкальности, им овладела волшебная сказка о чудо-ребенке, которому рукоплещут императоры и по-королевски оплачивают его исполнительский талант. Иоганн ван Бетховен решил сделать из сына второго Моцарта, прославить его на всю Европу и так разбогатеть. Ради этого он передал Людвигу все, что знал сам об игре на клавире и скрипке. Первый серьезный учитель Бетховена, Кристиан Готлоб Неефе, тоже не сомневался в том, что из мальчика может получиться новый Амадей — но на поприще композиции. Первые сочинения Бетховена Неефе издает на собственные деньги и публикует заметку, которая заканчивается такими словами: «Этот юный гений заслуживает поддержки. Из него вырастет второй Моцарт, если он будет продолжать так же, как начал».
Именно Неефе немало способствовал тому, чтобы в 1787 году 16-летний Бетховен оправился в Вену и попытался стать учеником Моцарта, находившегося в зените славы. Есть сведения, что Бетховен играл перед Вольфгангом Амадеем и даже заслужил хвалебный отзыв: «Обратите на него внимание, этот малый когда-нибудь заставит свет говорить о себе!». Однако в ученики Моцарт его не взял.
В репертуаре боннского театра, где Бетховен с 17 лет играл на альте, были оперы Моцарта: «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». Бетховен, конечно, знал их наизусть. Через 5 лет после первой попытки попасть в Вену он снова отправился в столицу. К тому времени Моцарт уже скончался, и в учителя Людвиг выбрал Гайдна. Один из друзей Бетховена, граф Вальдштейн, напутствовал его перед отъездом пророческими словами: «Вы получите дух Моцарта из рук Гайдна».
В марте 1795 года вдова Моцарта, Констанца, устроила вечер памяти своего супруга и пригласила Бетховена исполнить сольную партию в моцартовском клавирном концерте. Это означало не только признание Бетховена королем венских пианистов, но и его моральное право считаться моцартовским преемником. И он воспользовался этим правом сполна, сыграв концерт Моцарта с каденциями, которые сочинил сам.
Констанца Моцарт была в зале и на первом бетховенском бенефисе 2 апреля 1800 года. Согласно афише, Бетховен начал его исполнением «Большой симфонии покойного господина капельмейстера Моцарта».
Бывало, Бетховен критиковал Вольфганга Амадея: отмечал, что тексты и сюжеты его опер «фривольны», или вспоминал, что его игра на клавире была суховата и лишена певучести. Однако он всегда сохранял уважение к Моцарту: писал вариации на темы его опер и дарил их друзьям, просил знакомого издателя прислать ему все произведения кумира, и даже планировал сочинить свой Реквием. Отношение Бетховена к Моцарту демонстрирует его ответ на восторженное письмо одной юной поклонницы. Она возвысила Бетховена над всеми композиторами, на что он ответил: «Не срывай лаврового венка с Генделя, Гайдна, Моцарта. Им он принадлежит, мне — ещё нет».
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.