Пианист

30 октября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Среди них был аббат Франц Штеркель, который славился на всю Германию виртуозной игрой в так называемом «жемчужном» стиле: когда каждая нотка подобна безупречно отшлифованной драгоценности. Бетховен с друзьями побывал у него в гостях в ходе путешествия по Рейну в составе придворной капеллы. Штеркель продемонстрировал свою игру, а затем раззадорил Бетховена, сказав, что видел ноты его вариаций — и они настолько сложны, что автор вряд ли сможет исполнить их по памяти. Бетховен вызов принял. Он сыграл свою музыку без нот и добавил к исполнению несколько изящных импровизаций. В них он спародировал галантно-женственную, ажурно-воздушную манеру игры Штеркеля. Маститый виртуоз был обескуражен.
Позже, уже в Вене, Бетховен посрамил другого аббата — Йозефа Гелинека. В ходе состязания тот собирался проучить молодого выскочку, но после поединка признал: «Это не человек! Это черт! Он способен переиграть хоть кого!».
Еще одной жертвой Бетховена стал виртуоз и композитор Даниэль Штайбельт. Он иронически высказался о бетховенских произведениях, а затем сыграл импровизацию, явно выученную заранее. В ответ Бетховен сел за инструмент, поставив перед собой ноты квинтета Штайбельта вверх ногами и сымпровизировал на эту «перевернутую» тему. Униженный Штайбельт сбежал из зала и поклялся больше никогда не выступать в присутствии Бетховена.
Один из современников опубликовал такой отзыв на выступления молодого Бетховена: «Великое виртуозное дарование этого милого, чистосердечного человека проявляется, по моему мнению, в почти неистощимом богатстве идей, в неизменно узнаваемом характерном и выразительном стиле его игры и в великолепном исполнительском мастерстве».
Пианист
Подтверждая статус Бетховена как короля венских пианистов, вдова Моцарта, Констанца пригласила его исполнить сольную партию в клавирном концерте Вольфганга Амадея на вечере, посвященном памяти ее супруга.
В возрасте 25 лет Бетховен-пианист совершил триумфальное турне, выступив в Дрездене, Лейпциге, Берлине и Праге. Этот тур принес ему восторги публики, хвалебные рецензии и солидные деньги.
За редким исключением, Бетховен исполнял только собственную музыку. Очевидцы отмечали властный, мужественный, предельно выразительный стиль его игры, с которым не мог сравниться ни один пианист той эпохи.
Прогрессирующая глухота заставила Бетховена сократить выступления, а потом и вовсе оборвала его исполнительскую карьеру. Тем не менее, в памяти современников он остался как музыкант, перевернувший представления об игре на фортепиано.
Символом признания Бетховена-пианиста стал рояль, который подарила ему британская фирма «Бродвуд». Он был изготовлен по специальному заказу, с корпусом из красного дерева, особой механикой и считался лучшим в мире. Увы, композитор, к тому времени почти полностью потерял слух и не мог в полной мере насладиться звучанием великолепного инструмента.
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.

Последние выпуски программы

Русский архив

В основу так называемого «русского архива» Бетховена легли письма композитора, обращенные к меценатам из России, и посвященные им сочинения.

Русский след

Россия сыграла немалую роль в жизни Бетховена. Имена русских монархов и аристократов украшают титульные листы многих его произведений, вельможные россияне поддерживали композитора финансово и морально.

Memento mori

Бетховен еще в юности пережил утрату близких. Ему не было 17-ти лет, когда у него на руках умерла мать, вскоре скончалась малолетняя сестра, а через несколько дней после его отъезда в Вену ушел из жизни отец.