Табула тридцать четвёртая. Искусство фуги

Выпуск 34
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Москва, январь 2022 года, Зал имени Чайковского, погружённый в темноту. Единственное пятно света — это профиль Даниила Трифонова на сцене: взмокшие от пота длинные волосы шторкой закрывают от посторонних напряжение и муку на лице. Звучит «Искусство фуги». Сочинение, которое стоит в стороне от всего, что создал Бах, его современники и потомки. В стороне от повседневной музыкальной жизни. За десятилетия, прошедшие со времён Второй мировой, не больше двух десятков исполнителей решились выйти к публике с почти полуторачасовым, невероятно трудным и изматывающим опусом. Каждый из «смелых» заканчивал его по-своему: кто-то обрывал на полузвуке, закрывал крышку рояля и уходил, как Татьяна Николаева. А кто-то доигрывал до конца, как Даниил Трифонов. Но концовки у всех были абсолютно разными.
Табула тридцать четвёртая. Искусство фуги
«Искусство фуги» — это учебник и парад полифонических техник в одном флаконе. Гениальные игры разума: Бах взял одну тему и в одной тональности написал на неё вереницу последовательно усложняющихся фуг. Это то же самое, как если к часовне делать пристройки, то, в конце концов, она превратится в собор. Так и Бах: сначала сочинил простую фугу, потом изменил в ней ритм, развернул тему в другую сторону, уменьшил длительности, увеличил и так далее. Получилось 14 фуг и 4 канона. Работа заняла 10 лет, и последнюю пьесу под номером 19 композитор так и не закончил. Фуга обрывается там, где появляется музыкальный автограф — монограмма, составленная из латинских букв фамилии Bach: b-a-c-h. В музыке буквам соответствуют ноты: си-бемоль — ля — до — си. Будто великий кантор расписался в своём последнем опусе: «искренне Ваш, Бах», — и ушёл навсегда.
А, может, это очередной квест? Ведь так уже было в «Музыкальном приношении»: тема, а дальше пустота, мол, догадайтесь сами. Но там композитор хотя бы оставил подсказки, а здесь — нет. Его сын Филипп Эмануэль написал в месте обрыва рукописи: «создатель скончался». Это случилось 28 июля 1750 года.
С тех самых пор «игры разума» лидируют по количеству вопросов и тайн: для каких инструментов создан опус, какие в нём динамические оттенки, темпы, какая последовательность частей? Почему публикация, сделанная вскоре после смерти Баха, так разнится с автографом произведения? И, наконец, незавершённая фуга. Каждый исполнитель дописывает её так, как считает нужным. А заодно сокращает части и делает переложения. Сейчас «Искусство фуги» играют на клавесине, органе, рояле, аккордеоне. Есть переложения для струнного квартета и духового. И даже для рок-коллектива, играющего в стиле Industrial. Как вам такая версия музыкального завещания Иоганна Себастьяна?

Последние выпуски программы

Табула тридцать пятая. Почему Бах не писал оперы

Бах не написал ни одной оперы, считая её легкомысленным жанром, однако никогда не упускал возможности побывать на оперных спектаклях.

Табула тридцать третья. Гусиное перо и дубовые орешки

Заляпанные пальцы, которые Бах оттирал соком лимона, и кляксы, от которых избавлялся с помощью специальных скребков — рассказываем о том, как Иоганн Себастьян писал ноты.

Табула тридцать вторая. «Страсти по Матфею»

Сегодня мы изучили «Страсти по Матфею» буквально по тактам, но сакральный смысл шедевра остаётся тайной.

Поиск по сайту