Королева фуг
Татьяна Николаева — «Королева фуг». Удивительная пианистка, снискавшая мировую славу, выдающийся педагог, композитор, музыкальный деятель.
Татьяна Николаева — представительница школы Александра Борисовича Гольденвейзера. В возрасте 13 лет она поступила Центральную музыкальную школу в класс выдающегося педагога. Традиции русской фортепианной школы были переданы ей «из первых рук». «Я целыми днями пропадала в его классе, — рассказывала Николаева, — тут было на редкость интересно. К Александру Борисовичу на его уроки заходили, бывало, такие музыканты, как Гедике, Ойстрах, Кнушевицкий, Фейнберг, Крутикова… Сама атмосфера, окружавшая нас, учеников большого мастера, как-то возвышала, облагораживала, заставляла со всей серьезностью относиться к работе, к себе, к искусству. Для меня это были годы разностороннего и быстрого развития».
В 1945 году Татьяна Николаева одерживает первую серьёзную победу — получает первую премию на конкурсе филармонии, посвященном Скрябину. Через два года пианистка становится обладателем второй премии на пражском Первом Всемирном фестивале молодежи и студентов. В том же, 1947 году, заканчивает фортепианный факультет Московской консерватории с отличием, а три года спустя получает диплом композиторского факультета. Её дипломная работа — Первый фортепианный концерт принесла ей Государственную премию СССР. Кульминацией конкурсных достижений Татьяны Николаевой стал Лейпциг: в 1950 году она выигрывает главный приз Международного конкурса имени Баха. Победа пианистки была бесспорной; немецкая музыкальная пресса провозглашает её «королевой фуг». Перед ней распахиваются двери в мир большого концертного исполнительства. Она активно гастролирует.
Широта её репертуара поражает воображение: всё клавирное творчество Баха, все фортепианные произведения Шостаковича, все сонаты Бетховена, а также его вариационные циклы, множество произведений Листа, Шопена, Прокофьева, Метнера, Брамса, Равеля, Дебюсси… Когда СССР посетил Игорь Стравинский, только Николаева смогла за считанные дни выучить и блестяще исполнить его Каприччио для фортепиано с оркестром, никогда прежде не исполнявшееся в Советском Союзе. Дмитрий Шостакович, Андрей Эшпай, Николай Крюков, Борис Лятошинский и другие композиторы-современники доверяли ей премьеры своих сочинений. Столь активная деятельность Николаевой удивляла окружающих. Её спрашивали, когда же она отдыхает, но пианистка отвечала, что от музыки она не устаёт.
В сезоне 1975/76 года профессор Николаева вместе со своими учениками Михаилом Петуховым, Сергеем Сенковым и Мариной Евсеевой впервые в Москве сыграла цикл из 12 клавирных концертов Баха для одного, двух, трёх и четырёх фортепиано с оркестром. Затем пианистка исполнила все 32 фортепианные сонаты Бетховена. Такие циклические программы вошли в практику пианистки. Она исполняет 24 прелюдии и фуги Шостаковича, 24 прелюдии Шопена, серию монографических концертов, посвященных творчеству Шопена, Шумана, Скрябина, Рахманинова, Шостаковича. «Моё увлечение циклами, — говорила пианистка, — это отнюдь не гигантомания, а возможность проникнуть в мир композитора, объять его целиком, глубже почувствовать, понять». Клавирный баховский цикл Николаева особо выделяет в своей творческой биографии: «…в нём слились мои исполнительские и педагогические замыслы». За постоянную пропаганду шумановского наследия в 1971 году ей присудили Международную премию имени Шумана. Её третья запись «24 Прелюдий и фуг» Дмитрия Шостаковича в 1991 году принесла пианистке премию Gramophone в инструментальной категории.
Несмотря на насыщенный гастрольный график, Татьяна Николаева старалась не отходить от своего правила: зимой — концерты, летом — сочинение. Её перу принадлежат два фортепианных концерта, «Полифоническая триада», Вариации памяти Мясковского, 24 концертных этюда, Симфония, оркестровая картина «Бородинское поле», Струнный квартет, Трио, Скрипичная соната, Поэма для виолончели с оркестром, камерно-вокальные произведения, музыка для театра и кино. «Это, конечно, очень непросто — делить себя между творчеством и регулярной концертно-исполнительской практикой, — говорила Николаева.— Вспоминаю свою молодость, это был непрерывный труд, труд и труд… Летом я в основном сочиняла, зимнее время почти всецело отдавала роялю. Но как же много дало мне это сочетание двух видов деятельности! Уверена, что своими результатами в исполнительстве я в значительной мере обязана именно ему. Сочиняя, начинаешь понимать такие вещи в нашем деле, которые человеку не пишущему понять, пожалуй, не дано».
Обширна и её общественная деятельность. Пианистку избирали депутатом Московского горсовета и членом Советского комитета защиты мира, она была вице-председателем Ассоциации дружбы со странами Латинской Америки, членом Шведской королевской музыкальной академии и Кёльнской консерватории, работала в Союзе композиторов СССР, в редакционном совете издательства «Советский композитор», в жюри многих международных конкурсов. И конечно много сил Татьяна Николаева отдала педагогике: с 1959 года она преподавала в Московской консерватории. Как говорят её ученики, она относилась к ним по-матерински, старалась их продвигать, способствовать не только их профессиональному обучению, но и карьере. Среди её знаменитых выпускников — Николай Луганский, Антон Батагов, Марина Евсеева, Михаил Петухов, и многие другие.