Табула седьмая. Русский след
Выпуск 7
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
И грянул бой, Полтавской бой!
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
Дух захватывает от пушкинской «Полтавы»: будто репортаж из самого пекла войны. В этом пекле погибла если не вся армия Карла XII, то значительная её часть. Выжить и не попасть в плен к русским было настоящим чудом, и оно случилось с Иоганном Якобом Бахом. Нет, не однофамильцем. С самым что ни на есть родным братом великого кантора.

Это прелестное «Каприччио» написал 19-летний органист Иоганн Себастьян. Сейчас его играют все клавесинисты, а ведь эта жемчужина появилась совершенно случайно. В самом начале XVIII века брат Якоб приехал проститься перед службой в армии, а брат Себастьян по этому случаю сочинил мини-сюиту. Шесть коротеньких пьес, но каких! В них всё как в жизни: вот родственники отговаривают от поездки, пугают страшилками, начинают рыдать, потом приходят друзья и вдруг… Слышите? Рожок почтальона! Это значит, надо прощаться, и начинается всеобщая суматоха.
А что же наш герой? Якобу 22, он трубач и гобоист. Унылой жизни бюргера — с работой, женой, детьми, шнапсом и сосисками — предпочитает полковой оркестр. Но не в соседней Саксонии, а в далёкой Швеции. Да ещё в то время, когда между этими странами идёт война, известная теперь как Северная. Ничего личного, только большая зарплата, которую предложил солдатам Карл XII. Но через несколько лет начнётся война с Россией, и бедный Якоб отправится туда в составе отборного драгунского полка из немцев-наёмников.
Драгуны — это спецназ эпохи реверанса. Кавалеристы, которые вмиг становятся пехотой. Абы кто к ним не попадает, значит, Якоб Бах умел фехтовать и отлично ездил верхом. После Полтавы будет кровавая переправа через Днепр, стояние под Бендерами, теперь уже в окружении турецких войск, и… Константинополь! В логово к янычарам его отправит лично Карл XII, якобы, на мастер-класс к знаменитому флейтисту Буффардену. Тайная миссия? Возможно, но подданный шведского королевства herr Bach унесёт этот секрет с собой в могилу. Он уйдёт из жизни никому неизвестным сорокалетним флейтистом Стокгольмской капеллы. Он не потерялся во времени, благодаря младшему брату и его «Каприччио». Но в последнее время музыковеды сомневаются, что адресат этого хита — Иоганн Якоб Бах. Не исключено, что однажды этого господина «попросят на выход» из мировой истории.