Табула восемнадцатая. Что скрывает аббревиатура
Выпуск 18
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Если вы не знаете нот и «ля-ля-фа» — непонятное словечко из припева одного шлягера; если от термина «академическая музыка» сводит скулы, а фамилия Бах ассоциируется лишь с чиновником от спорта, то как вы отреагируете, услышав вот это?
Знаменитый скрипач и миллионер Джошуа Белл, у которого поклонники по всему миру, однажды устроил концерт в метро. Играл подборку топ-классики, в том числе одно из самых популярных сочинений Баха — легендарную Токкату и фугу ре минор. Толпы людей равнодушно пробегали мимо красавчика со скрипкой Страдивари, и почти никто не остановился, чтобы послушать. Этому можно найти массу объяснений, но главное — не зацепило, как и два века назад.

Лейпциг, август 1840 года. В Томаскирхе, самом намоленном баховском месте, Феликс Мендельсон-Бартольди даёт благотворительный концерт, чтобы собрать деньги на памятник великому кантору. Среди органных сочинений — премьера Токкаты и фуги. Тогда никто не мог представить, что эта лавина звуков с неидеальной полифонией станет главной визитной карточкой композитора.
«Застрельщиками» будут пианисты. Они сделают блестящие переложения с эффектными пассажами и громоподобными аккордами. Окажется, что Бах совсем «не скучный», и вот уже Токкату играют скрипачи, арфисты, аккордеонисты, гитаристы… Звёздный маэстро Стоковский делает оркестровую версию, а Уолт Дисней выпускает нашумевший фильм «Фантазия», где звучат Токката и фуга. Движение вверх заняло целый век, и накануне Второй мировой войны этот дуэт стал главной музыкальной визиткой композитора. А потом как гром среди ясного неба: автор сочинения — не Бах
Стиль не его, автографа нет, а копия неожиданно «всплыла» лишь после смерти великого кантора. Подозрительно даже название — Токката. Немецкие композиторы времён Баха подобную музыку называли прелюдией, в отличие от итальянцев. И так далее и тому подобное, но главная претензия — ошибки в голосоведении. Они невозможны у такого профессионала как Иоганн Себастьян. Тогда кто же автор?
Знатоки назвали два имени: старший сын кантора Вильгельм Фридеман и любимый ученик Иоганн Людвиг Кребс. Однако искусственный интеллект с этим не согласился: из предложенной троицы больше всего совпадений по стилю оказалось, как ни странно, у самого Баха. Уязвлённые правдоискатели сдаваться не собираются, но и новых претендентов на авторство пока не выдвигают. Тем временем музыканты всех мастей и направлений делают новые переложения и обработки произведения, которое значится в каталоге под аббревиатурой Bach-Werke-Verzeichnis — BWV 565. Токката и фуга ре минор.