Табула вторая. Родословная
Выпуск 2
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Широкое лицо с массивными красными щеками, второй подбородок, поглотивший первый, выдающийся нос, обвисшие усы и длинные, ниже плеч, каштановые волосы на прямой пробор. Посади такого на Октоберфест, надень войлочную шляпу с перьями фазана, и не отличишь от толпы. Но наш герой из другого времени, он из второй половины 17 века. Тогда ещё не додумались до пивных фестивалей, хотя пиво лилось рекой, и жареные сосиски уже были супер-популярны. Знакомьтесь: достопочтеннейший господин Иоганн Амброзиус Бах, отец Иоганна Себастьяна.

Этот портрет — его единственное изображение. На нём Амброзиусу лет 40, он одет в так называемое «парадное неглиже»: ночная сорочка из тонкой ткани, кокетливая оборка у горла и уютный домашний халат. Всё дышит достатком и благополучием: музыкант Бах на хорошем счету и у местного герцога и у магистрата города Айзенах. «Он играет на скрипке, гобое, флейте, трубе, валторне и басах…», — напишет в родословной автор «Искусства фуги». У многостаночника огромная сфера деятельности: балы, официальные церемонии, праздники, похороны и свадьбы. Умеет «со всеми держаться скромно, любезно и по-христиански», — отметят в характеристике местные чиновники и назначат Амброзиуса главным городским трубачом.
Должность называется Hausmann: дважды в день надобно играть на сторожевой вышке. Не пройдёт и трёх лет, как этот хваткий и оборотистый бюргер купит двухэтажный дом под дорогущей черепичной крышей, и в нём появятся на свет шестеро детей, среди которых — Иоганн Себастьян.
Ну, что ещё можно желать потомку булочника из Венгрии с фамилией, целиком составленной из нот: B-A-C-H (то есть си-бемоль, ля, до, си)! Её можно сыграть на многих инструментах, но лютеранин Фейт Бах выбрал цитру. Вместе с ней отправился в далёкую Тюрингию — протестантское сердце германцев. Эта земля, начиная с XVI века, будет притягивать четыре поколения Бахов, и только прапраправнуки Фейта расширят ареал проживания, а ещё список имён, ведь до этого в роду было столько Фридеманов, Иоганнов и Себастьянов, что можно запутаться. Внуки Фейта поменяют цитру на орган и клавесин, и начнёт складываться самый мощный семейный музыкальный клан Европы. По численности и влиятельности итальянские Скарлатти и французские Куперены не идут ни в какое сравнение с Бахами
А вот женщины этого клана — плодовитые жёны и заботливые матери — остались в тени своих мужей и в интернете о них лишь сухие цифры. Мария Элизабет Леммерхирт родилась в 1664, умерла в 1694, родила восьмерых детей. И это всё, что мы знаем о женщине, подарившей миру того самого главного Баха.