Концерт для фортепиано с оркестром № 24 до минор, Кёхель 491
19 февраля 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Воскресенский: «Сегодня звучит второй и последний концерт Моцарта, написанный в минорной тональности — № 24 до минор, Кёхель 491. Стендаль любил великую музыку за то, что „она находит в самой глубине души пожирающую нас печаль“. У Моцарта радость и печаль особым образом сплавляются одно с другим. Вспомните, например, 9-й концерт, или финал 13-го, или 18-й с его сочетанием радости и печали. Но 24-й концерт стоит на особом месте…»
«Несмотря на некоторые моменты просветления (например, начало второй части), — продолжает пианист, — это глубоко трагическое сочинение. Я не побоюсь сравнить его с Реквиемом или соль-минорным струнным Квинтетом, от которого плакал Петр Ильич Чайковский. Я не знаю более гениальной темы, чем начало этого концерта, его главной темы. Какая тоска, какое беспросветное горе, и как отчаянно она звучит, когда оркестр играет её на форте. Вообще, для Моцарта до минор — тональность выражения самых глубоких трагических переживаний. Это и до-минорная Месса, и Фантазия до минор для фортепиано, и финал до-минорной фортепианной сонаты, и трагическое Andante в 22-м Концерте, который мы слушали два дня назад…»
В 3-х частях, каденция И. Брамса.
Исп. Московский камерный оркестр Центра Павла Слободкина.
Дирижёр — Леонид Николаев.
Запись с концерта в Малом зале московской консерватории, 18.03.2008 г.