Тенор Нодар Андгуладзе- homo cantor
Грузинский драматический тенор второй половины 20 века Нодар Андгуладзе родился в Тифлисе в семье знаменитых профессиональных певцов. Казалось, что дорога в вокалисты была уготована ему судьбой, но в жизни всё оказалось сложнее. Дебют в спектаклях Большого театра состоялся в 1960 году, когда Андгуладзе был всего лишь студентом Тбилисской консерватории, но уже солистом театра оперы и балета имени Павлиашвили и… кандидатом филологических наук!
Он отправится на стажировку в Милан, не успев даже получить диплом о высшем музыкальном образовании. И всю жизнь будет считать, что обязан этой судьбоносной поездкой королеве Бельгии Елизавете. В 1958 году монаршая особа, присутствовавшая на концерте декады грузинского искусства в Москве, поинтересовалась у министра культуры СССР Екатерины Фурцевой во время выступления Андгуладзе: «Не из Италии ли вы привезли этого тенора?» Нодар тогда исполнил знаменитую арию Туридду из оперы «Сельская честь» Масканьи. В вокалисте явно читался филолог с обострённым чувством слова, дикции и фонетики.
Андгуладзе стал ревностным сторонником представления опер на языке оригинала — в конце 50-х он впервые на советской сцене спел партию Радамеса из «Аиды» Верди на итальянском. Экспериментальная запись была сделана «под прикрытием» непререкаемого авторитета — дирижёра Бориса Хайкина.
В Ла Скала Андгуладзе выучил новые и переучил на итальянском языке уже спетые партии: среди них Манрико («Трубадур» Верди), Герцог («Риголетто» Верди), Ричард («Бал-маскарад» Верди), Каварадосси («Тоска» Пуччини), Рудольф («Богема» Пуччини)… Список включает более полутора десятков названий.
Освоив досконально природу итальянского бельканто в первоисточнике, ощутив невероятную свободу в голосе и своём мироощущении, Нодар возвращается в Грузию. В Тбилисском оперном театре он продолжает революционные и эволюционные изыскания, расширяя репертуар. Здесь звёздного тенора боготворят и по-прежнему помнят его блистательный дебют в партии Хозе в «Кармен». Грузинская публика считает, что молодой Андгуладзе тогда пел не хуже, чем спустя несколько лет в этой же партии на сцене Большого театра.
После итальянского тренинга артист из «поющего лектора по вопросам филологии» превращается в дипломированного певца с колоссальными знаниями природы вокального искусства. До конца жизни он занимается педагогической и просветительской работой, пишет книги, одна из которых называется «Homo cantor» — «Человек поющий». В ней Нодар Андгуладзе предельно откровенно и очень подробно объясняет многие поступки из своей яркой и нетривиальной биографии.