Пианист Дмитрий Алексеев. Наш человек в Лондоне
Пианист Дмитрий Алексеев принадлежит к послевоенному поколению, которое подарило музыкальному искусству целую россыпь талантов. Конкуренция между выпускниками Московской консерватории была жесточайшей, и моментом истины считалось участие в Конкурсе имени Чайковского. Алексеев на этом состязании оказался лишь пятым, а уже через год стал безоговорочным триумфатором в Лидсе и любимцем британской публики. Фортепианный «пасьянс» в итоге предопределил творческую судьбу артиста — сегодня его больше знают не на родине, а на Западе, где он живёт уже 30 с лишнем лет.
Что общего между джазом и Шопеном? Не спешите говорить, что ничего… Лучше обратитесь к биографии пианиста Дмитрия Алексеева, которому предсказывали блестящую карьеру джазмена, а он в итоге стал одним из лучших интерпретаторов произведений польского романтика. Пианист не смущается, когда на концерте, где исполняется Стравинский и Барток, на бис его просят сыграть… Гершвина. В музыке всех трёх авторов Алексеев уверенно находит джазовые интонации. «Жанровые метаморфозы» на этом не заканчиваются. В 2017 году Алексеев дал «штучный» концерт в Москве — в Большом зале консерватории он предъявил публике программу «Великие романтики». В неё артист, в нарушение всех музыковедческих традиций, наряду с Шопеном и Шуманом включил ещё и Скрябина. Пианист без лишних слов убедил всех в своей правоте, покорив зал потоком бескомпромиссных эмоций, не давая публике «перевести дух» и оторвать взгляд от сцены, где за роялем творил мастер, художник, поэт…
Именно из-за чрезмерно экспрессивной и темпераментной исполнительской манеры Дмитрия Алексеева «зарубили» в 1974 году на Конкурсе имени Чайковского, оставив за бортом первой тройки лауреатов. Жюри посчитало его игру слишком экспериментальной, за что, собственно, чуть позже, и ухватился английский агент Алексеева. В судьбе музыканта забрезжил Туманный Альбион. В 1990- ом году пианист свободно выехал из СССР и поселился в Лондоне. Город с его контрастами не меньше, чем в Нью-Йорке, рваным синкопированным ритмом жизни —одни кварталы встали, а другие ещё не ложились, густой музыкальной жизнью, состоящей из гремучей смеси классики, рэпа, рока и блюза очень подошёл Алексееву, как ни крути, в душе джазмену.
Работать в Королевском колледже музыки он стал после того, как разрядил гастрольный график, сыграв, по его собственному признанию, концерты практически во всех знаменитых залах мира. У профессора Алексеева часто спрашивают, существует ли сейчас русская фортепианная школа? Он, с присущей интеллигенту застенчивостью, кивает в знак согласия. Но мы-то с вами знаем, что Дмитрий Константинович Алексеев и есть классический представитель этой самой русской фортепианной школы.
Текст: Ирина Столярова